Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горянина, Р. А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре / Р. А. Горянина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6687/ (дата обращения: 30.10.2024).

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДО должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». [2 с. 14] Многими педагогами дошкольных учреждений было замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДО происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Цель: выявление педагогических возможностей фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре.

Задачи:

-          раскрытьпедагогический потенциал фольклорных праздников в ДО

-          определить, как воздействуют фольклорные праздники на формирование нравственных ценностей дошкольника и на его всеобщее развитие;

-          изучить методическую литературу по исследуемой теме;

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей. Проведение таких мероприятий сегодня является особенно актуальным, так как они играют огромную роль в приобщении дошкольников к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях. Если обратиться к опыту наших предков-славян, мы узнаем, что Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной.. [5 с. 44] Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица», «Иван Купала», «Кузьминки» и другие. Проводя «Масленицу» в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами встречи весны и проводов зимы. Вместе с педагогами готовили театрализованное представление с традиционными сказочными героями Бабой Ягой, Скоморохами, Весной. Воспитанники детского сада участвовали в таких народных играх как перетягивание каната, бой подушками, кулачных боях и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали масленичные песни, заклички, потешки, которые исполняли на празднике. В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить свои творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с историей страны. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности персонажей и зала, в особом эмоциональном настрое коллектива, в организации различных видов детской деятельности.. [8 с. 14]В процессе подготовки к празднику мы вместе с детьми стремились изучить местные традиции, обычаи, игры, чтобы использовать их при проведении праздничного мероприятия. Педагогами нашего дошкольного учреждения было замечено, что эмоциональность восприятия праздничного материала детьми усиливается благодаря активному участию взрослых. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник- это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться одним приятным делом, а еще вместе с этим происходит трансляция передового опыта одного поколения другому. Отдельно хочется рассказать о праздниках православного календаря, таких как «Крещение», «Рождество», «Пасха». Организуя эти праздники мы не стремились в своей работе сделать акцент на православных традициях русского народа. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей и конфессий. Мы лишь знакомили воспитанников с традициями празднования этих праздников в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей. Православные праздники проводились совместно с пожилыми людьми из социально-реабилитационного центра и родителями. В процессе совместной деятельности взрослых и детей на праздниках такого рода происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи. Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «На завалинке» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье, с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Соблюдение традиций — это путь к единению семьи. Поэтому проведение таких праздников приобретает сегодня глубокий смысл. Народный праздник является проводником культуры, так как он напрямую связан с проблемой формирования личности, воспитания высоких чувств — эмоциональных, эстетических, интеллектуальных, нравственных.. [4 с. 35] Исходя из вышесказанного можно отметить следующие функции фольклорного праздника в детском саду:

-          ценностно-ориентационная функция (праздник формирует духовно-нравственные нормы и ценности, воспитывает, образовывает детей;)

-          рекреационная функция(праздник дает отдохновение, раскрепощает; снимает эмоциональное напряжение)

-          геденестическая функция (праздник заряжает положительными эмоциями, приносит яркие впечатления, доставляет удовольствие;)

-          коммуникативно-регулятивная функция (праздник социализирует, помогает в процессе коммуникации;).

В процессе проведения фольклорного праздника ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей:

1.         Игровая деятельность. Игра — это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Поэтому на праздники мы подбирали традиционные народные игры в соответствии с возрастом детей и темой праздника.

2.         Музыкальная деятельность. Исполнение песен, танцев развивает творческий потенциал детей. Поэтому мы подбирали для детей плясовые песни, колядки, песни-потешки, частушки. Именно эти жанры народной песни являются наиболее образно яркими, напевными, поэтичными. Они формируют эстетический вкус, благотворно влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка.

3.         Театрализованная деятельность. Этот вид деятельности широко используется на фольклорных праздниках. Она позволяет каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, проявить актерские способности, научиться передавать в словах чувства и эмоции, обогатить словарный состав речи.

4.         Коммуникативная деятельность. На праздниках дети учатся конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

На протяжении двух лет мною в союзе с педагогами ДО ведется целенаправленная и систематическая работа в направлении изучения народного творчества и организации фольклорных праздников в детском саду. Из опыта проведения таких мероприятий мы сделали вывод, что праздник — это не только время для отдыха и развлечения, но и благоприятный момент для познания детьми окружающего мира. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что фольклорный праздник по своей природе явление интегрированное, комплексное. В его своеобразной форме гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствует формированию и развитию у детей навыков общения. Придавая в воспитательной работе с детьми большое значение фольклорным праздникам, следует подходить к этой форме организации детской деятельности творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.. [6 с. 10]Важно помнить, что эта своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка призвана служить познанию юными гражданами традиций и обычаев своего народа, развивать их мировоззрение, воспитывать в них высокие нравственные принципы и прививать тонкий эстетический вкус.

 

Литература:

 

1.         Воспитание детей в игре: пособ. для воспит. дет. сада.- М.: Просвещение, 1983.- 192с.: ил.

2.         «Ладомир»: книга для чтения по православной культуре. Т.3.- Самара: ООО «Типография «Книга», 2005.- 500с.: ил.

3.         Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.- М., 1991.-123с.

4.         Петров, В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей / В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова.- М.: ТЦ «Сфера», 2000.-144с.

5.         Русская традиционная культура. Выпуск 1.- М., 1997.-89с.

6.         Русские игры для всех возрастов, составленные Натальей Будур и Иваном Панкеевым.- М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1999.- 376с.- (Русский дом).

7.         Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстр. энц.- СПб.: Искусство — СПб, 2001.- 672с.: ил.

8.         Шангина, И. И. Русские дети и их игры / И. И. Шангина.- СПб.: Искусство, 2000.- 296с.

9.         Шмаков, С. А. Волшебное слово «сам» / С. А. Шмаков.- М.: Мол. гвардия, 1982.- 94с.

10.     Шмаков, С. А. Ее Величество — игра / С. А. Шмаков.- М.: Магистр, 1992.- 115с.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, детский сад, ребенок, фольклорный праздник, вид деятельности, народная культура, своеобразная форма, дошкольное образование, духовное самовыражение, педагогическая деятельность.

Похожие статьи

Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре

Детский народный календарь как основа приобщения родителей и детей дошкольного возраста к народной культуре

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа

Похожие статьи

Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре

Детский народный календарь как основа приобщения родителей и детей дошкольного возраста к народной культуре

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа