Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Автор: Матюхина Марина Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 04.06.2019
Статья просмотрена: 2603 раза
Библиографическое описание:
Матюхина, М. В. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников / М. В. Матюхина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4262/ (дата обращения: 21.11.2024).
Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. Музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека. Эмоционально воспринимаемая музыка имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Музыкальная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В играх ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Музыкальные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок, не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большое влияние игры оказывают и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности.
Для того, чтобы развить заложенное в каждом ребенке творческое начало, необходимо наличие игр, направленных на развитие разных видов детского творчества: двигательного, ритмического, песенного, словесного, театрально-игрового, а также в играх на развитии фантазии.
В играх на развитии фантазии ребенок может в своем воображении нарисовать самые разные образы, он может придумать различные необычные ситуации, отталкиваясь лишь от своего желания, выдумки.
Игра с воображаемым воздушным шариком
Цель. Развивать фантазию, выдумку, пластику и грацию, силу выдоха.
Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть с воображаемыми воздушными шарами. Сначала дети надувают воображаемый воздушный шар. Далее звучит любая музыка по выбору педагога, воспитанники начинают игры и движения с воображаемым предметом. По окончании музыки игра прекращается.
В речевых и театрализованных играх педагог представляет свободу для проявления творчества детям: им предлагается самостоятельно придумать удачные и выразительные жесты, соответствующие строкам текста, различные движения для выразительной передачи того или иного образа, дети самостоятельно учатся сравнивать, анализировать и подбирать.
Игра «В сказку нас ведет дорога»
Цель. Уметь соотносить движения с текстом, развивать фантазию.
В сказку нас ведет дорога. Эй, ребята, не зевать!
Сказочница что напомнит, то и будем выполнять.
Как из моря выходили тридцать три богатыря… (Дети придумывают движения)
Как скакал Иван-царевич три ночи и три дня…
Как Белоснежка танцевала с гномами в саду…
Как Кощей все чах над златом в сказочном лесу…
Как мышка хвостиком разбила ценное яйцо…
Как Буратино проткнул носом в каморке полотно…
Как съела Колобка хитрющая лиса…
Как варила в котелке снадобье Яга…
Как Золушка спешила поскорей домой…
Как летал Змей Горыныч темною порой…
Как девица любовалась аленьким цветком…
Как ловил волк глупый рыбу в проруби хвостом…
Как рыдала Несмеяна, затопив дворец…
Как считал на небе звезды сказочный мудрец…
Игра «Слоненок»
Цель. Учить удерживать в памяти заданную последовательность действий, развивать воображение, чувство ритма.
Описание: Дети слушают песню, и музыкальный руководитель дает указание запомнить действия слоненка.
Рано утром слон проснулся,
Сразу в воду окунулся
И плескался, отдувался,
На песочке кувыркался.
Хвостик, уши обливал
И на солнце загорал,
Подремал, часок поспал
И к слонятам побежал.
Дети составляют композицию движений, изображая слона под ритмичную музыку.
При этом одна часть детей танцует, проявляя творчество и выдумку, другая — сочиняет рассказ, описывая образные движения.
Очень хорошо в музыкальной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Игра «У Маланьи»
Р.н.мел.
Цель игры: Развивать творческие способности и координацию движений.
Ход игры. Дети идут по кругу.
У Маланьи у старушки, жили в маленькой избушке.
Семь сыновей да семь дочерей. (Останавливаются, дальше придумывают движения, соответственно тексту)
Вот с такими вот ушами.
Вот с такими вот бровями.
Вот с такой бородой,
Вот с такой головой.
Ничего не ели,
целый день сидели,
На неё глядели
И делали вот так: Взрослый указывает на любого ребенка, и он выполняет любое танцевальное движение, а все остальные за ним повторяют. Затем игра продолжается.
Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов.
Музыкальные игры способствуют решению важной задачи — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность, в ходе которой ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического восприятия.
Литература:
- Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Анисимова Г. И. Худож.: Е. А. Афоничева, В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 2008.-96 с.
- Бодраченко, И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5–7 лет / Ирина Бодраченко.- М.: Айрис- пресс, 2009.- 176 с.
- Подвижные и речевые игры для детей 5–7 лет составитель Гуськова А. А. –Волгоград. Издательство «Учитель» 2012 год