Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника
Автор: Режаметова Нилуфар
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 18.10.2016
Статья просмотрена: 2166 раз
Библиографическое описание:
Режаметова, Нилуфар. Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника / Нилуфар Режаметова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 150-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11187/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье автор рассматривает проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, игра доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного, нарочитого изучения репертуара. Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных способностей.
Ключевые слова: игра, педагогические технологии, игровая технология, музыкально — дидактическая игра, обучение, репертуар, способности
Игра — основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.
По определению Д. Б. Эльконина: «… игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель- удовольствие от игры — «Хочу». Вторая цель — выполнять правила игры — «Надо». Третья цель — творческое выполнение игровой задачи — «Могу». Таким образом складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Например, с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Веселый караван», «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию»,«Дирижёр»и т. д.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, ансамбля узбекских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, ансамбль, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно знакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально — дидактическая игра.
Цель:
Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально-дидактических пособий и игр.
Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пения, слушания, музицирования, движений под музыку и т. д.
Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
Задачи:
Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.
Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.
В работе с детьми надо стараться использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.
В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности.
Музыкальная игра для развития детского творчества «Дирижёр»
Цель. Формировать способность к взаимодействию с партнёрами по игре; развивать навыки невербального общения, творческие способности в музыкальной исполнительской деятельности.
Игровой материал. Три или четыре контрастных по звучанию музыкальных инструмента.
Количество участников. От 4 до десяти.
Ход игры. Трое участников исполняют роль музыкальных инструментов, четвёртый -дирижёр, все остальные- зрители. Начало и окончание игры дирижёр обозначает взмахом руки. (вверх начало, вниз окончание). Дирижёр побуждает музыкантов (вместе или по очереди) играть в соответствии с его жестами, когда исполнители закончат музицирование, в игру вступает другая четверка.
Методические рекомендации. В процессе игры ребёнок дирижёр не должен давать никаких сложных указаний. К творческому музицированию детей побуждают только его мимика и жесты. Чтобы было легче вести игру и побуждать исполнителей смотреть друг на друга, а не но свои инструменты, ребёнок -дирижёр может встать на некоторое возвышение, на пример на стул. Играть на инструментах может, за исключением дирижёра, вся группа, солируя по очереди или не большими группами. Дирижёр может воспользоваться «настоящей» дирижёрской палочкой. Игру на детских музыкальных инструментах можно заменить вокалом. Развитие у каждого ребенка музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.
Литература:
- О. П. Радынова.Настроения, чувства в музыке. М;
- 2009 Г.Праслова.Музыкальная игра как средство развития. М;2009.
- К.Тарасова.Музыкальность и составляющие её музыкальные способности. М;2010
- htt://domashke.com. Учебное пособие: Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах.