Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, воспитанию личности посредством музыкального искусства. Музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека. Эмоционально воспринимаемая музыка имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитания личности посредством музыкального искусства — это музыкально-игровая деятельность. В музыкально-игровой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно музыка является мощным средством художественного воспитания детей.
Занятия музыкальной игрой не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, развивая фантазию, воображение, общение с окружающими детьми.
Музыкальная игра, как один из видов развития творческих способностей, является эффективным средством социализации дошкольника.
В музыкальной игре осуществляется:
– развитие творческих способностей,
– умение двигаться под музыку;
– развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
А также музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Музыкальная игра способствует общему развитию ребенка и развитию его музыкальных способностей.
Музыкальные игры, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
Музыкально-игровая деятельность представлена в форме музыкально-дидактических игр, различных подвижных, хороводных, пальчиковых, игр-драматизаций, игр-диалогов, игр -импровизаций, а также игровых приёмов (особенно используется с детьми младшего дошкольного возраста), ситуаций.
Особая атмосфера занятия, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность достигается широким применением коммуникативно-двигательных игр, предполагающих не только детей, но и взрослых. Подобная атмосфера желанна в любом действии, а в игре она просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею игры, главную содержательную суть которой составляет активная творческая деятельность детей.
Педагогическая направленность игровых занятий с дошкольниками очевидна: углубляются знания и в области речи, в музыке, в пластике; занятия проходят интереснее и, что не маловажно, личность у ребенка раскрывается, становится свободнее, он начинает фантазировать, действовать. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха, приобретению веры в себя, уверенности в своих силах.
Все виды игр в детском саду должны способствовать творческому развитию детей.
Существует много музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развиваются творческие способности:
– музыкальные пластические и импровизационные игры;
– музыкально-дидактические игры;
– музыкально-ритмические игры;
– игры подвижного характера;
Музыкальные пластические и импровизационные игры требуют от ребенка определенных актерских навыков. Важно при проведении таких игр учитывать возрастную психологию детей. Просто игра для них — это способ познания и освоения окружающего мира, а пластическая игра — начало художественной деятельности. Пластические импровизации рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В музыкально-ритмических играх дети учатся различать высокое и низкое звучание музыкального инструмента и соответственно передавать это в движениях, строясь в большие и маленькие кружки; исполнять игровую песенку, передавая ее ритм хлопками в ладоши; различать по тембру голоса участвующих в игре детей; исполнять песенку передавая различные динамические оттенки (усиливая или ослабляя звучание); выполнять игровое выразительное движение в соответствии с характером звучания музыки.
Игры подвижного характера помогают воспитать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузки для детей в течение дня.
Такие игры это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления у ребенка творческих способностей.
Музыкальная игра в повседневной жизни детского сада представлена подвижными играми в сопровождении с музыкой, различными занятиями, прогулками, утренней гимнастикой. Эти занятия создают определенное настроение, объединяются общими переживаниями, дисциплинируют детей.
Самостоятельная музыкальная игра возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д.
Использование музыкальных игр с элементами творчества, вариативность музыкальных игр, создание положительной мотивации, создание определенных эффективных условий предполагает успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ребенка.