В статье рассматривается специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова : дошкольный возраст, творческая деятельность, способность.
Творчество является одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие личности. Анализ психологической литературы, рассматривающей проблему развития творчества у детей дошкольного возраста, свидетельствует о том, что основу данного процесса представляет собой продуктивная деятельность ребёнка. Многие исследователи напрямую связывают развитие творческих способностей детей с их продуктивной деятельностью. Изучение исследований, предметом которых выступило развитие творческий способностей в различных продуктивных видах деятельности, свидетельствует о том, что данные виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении развития психических процессов детей дошкольного возраста.
Согласно К. Торренсу, О. М. Дъяченко, В. В. Давыдову и др., развитие воображения и изобразительная деятельность играют особую роль в личностном развитии ребенка. Развитие психики и формирование личности ребенка тесно связано с изобразительной деятельностью. Это позволяет утверждать, что исследования механизмов и условий формирования изобразительной деятельности детей может быть рассмотрено как становление творческий способностей в дошкольном периоде развития.
Актуальность исследования проблемы развития творческих способностей определяется требованиями ФГОС дошкольного образования, а именно: дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, а также происходит формирование предпосылок умственного и нравственного развития ребёнка. Кроме того, ФГОС дошкольного образования отмечает уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека и, следовательно, к данному этапу следует подходить с позиции принципов личностного развития ребенка и гуманизма [5].
Далее, в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающей действительности существенно отличается от восприятия взрослого. В отличие от взрослого ребёнок в большей части случаев рассматривает предметы с точки зрения непосредственно восприятия, не принимая во внимание вещи в их внутренних отношениях. Ребёнок считает своё восприятие единственно возможным и абсолютно правильным. Однако при восприятии окружающего мира старший дошкольник ориентируется формирующиеся свойства восприятия — предметность, структурность, целостность. Восприятие ребенка становится более осмысленным, происходит формирование зависимости восприятия от содержания психической жизни, особенностей личности. Также происходит интенсивное развитие сложных форм восприятия, а именно — восприятие пространства, движения, времени, — которые ребенок начинает использовать в качестве ориентира в различных жизненных ситуациях. Кроме того, одним из важнейших психических новообразований дошкольного возраста является воображение, напрямую связанное с развитием творческих способностей ребёнка.
В настоящее время существует множество подходов к проблеме творческих способностей. Один из них свидетельствует о том, что творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). Другой подход к проблеме творческих способностей может быть охарактеризован следующим образом: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень способностей и наоборот; творческого процесса как специфической формы психической активности не существует. Данной точки зрения придерживались исследователи проблем интеллекта, среди которых Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг.
Исходя из положений Л. С. Выготского, творческая деятельность — это такая деятельность человека, которая создает что-то новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [1]. Далее охарактеризуем понятие «творческие способности». Традиционно проблема творческих способностей в отечественной психологии развивалась в рамках процессуально-деятельностного подхода. По Л. С. Выготскому, способности — это родовое качество человека, способность к освоению достижений культуры [3]. С. Л. Рубинштейн понимает способности как «систему обобщённых деятельностей», являющихся результатом развития психических процессов, а именно: анализа, синтеза, генерализации [3]. При этом исследователь подчёркивал необходимость рассмотрения влияния внешних воздействий «через внутренние условия субъекта»: изучение психических процессов, детализация их внутренних условий.
Б. М. Теплов при изучении способностей акцентировал внимание на индивидуально-психологических особенностях личности, а именно на том, что не бывает у человека никаких способностей, не зависящих от общей направленности личности [4]. Любая деятельность, по мнению учёного, опосредуется «богатством духовного содержания» человека.
В процессе исследования проблемы творчества учёные предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Область креативности является сложной для исследований и вызывает множество споров, так как эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, весьма обширно. Согласно Я. А. Пономарёву, с креативностью напрямую связаны два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, возникающим в мыслительном процессе [2]. Исследователь считает, что мышление является изначально логичным, следовательно, творческий продукт мышления побочен.
Одним из важнейших факторов, способствующих развитию творческих способностей детей, является создание условий, необходимых для осуществления творческой деятельности. Необходимо, насколько это представляется возможным, окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его творческую активность. Кроме того, важнейшим элементом творческой деятельности является воображение, сущность которого состоит в построении образов продукта деятельности, создании программы поведения в проблемной ситуации. Дошкольный период является сензитивным периодом для развития воображения. Л. С. Выготский доказал, что развитие воображения ребёнка происходит постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. По мнению учёного, все образы воображения, насколько причудливыми они бы ни были, формируются на основе тех представлений и впечатлений, которые человек получает в реальной жизни. Следовательно, творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия полученного человеком опыта.
Дошкольный период — это возраст, в котором изобразительная деятельность зачастую является устойчивым увлечением большинства детей. Из этого следует, что, увлекая детей в мир искусства, педагоги способствуют развитию мышления и творческих способностей детей. Кроме того, создание игровой мотивации открывает перспективу на увлекательную игру, побуждает детей к созданию обстановки игры.
Таким образом, мы проанализировали научные источники и пришли к следующему выводу. В дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование будущей личности, развитие когнитивных функций. Центральным психическим новообразованием дошкольного возраста является воображение, развитие которого оказывает непосредственное влияние на развитие творческих способностей дошкольника. Из этого следует, что для наиболее продуктивного формирования творческой личности необходимо создание особых условий в дошкольных образовательных учреждениях, таких как способствование активной игре дошкольников, творческим видам деятельности, самореализации. Кроме того, при работе с детьми дошкольного возраста необходимо принимать во внимание важность создания ситуации успеха, при которой ребёнок наиболее активно проявляет свои способности и склонности.
Литература:
- Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. — 1. — Москва: Труд, 2010. — 184 c. — Текст: непосредственный.
- Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. — 1. — Москва: Наука, 1976. — 218 c. — Текст: непосредственный.
- Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 101–107.
- Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. — 1. — Москва: Просвещение, 1996. — 46 c. — Текст: непосредственный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Текст: электронный // Минобрнауки РФ: [сайт]. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/6261. (дата обращения: 02.09.2020)