В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: музыкальная игра, игровой метод, импровизация, музыкальная координация, творческие навыки, музыкальный потенциал.
Одним из эффективных методов развития музыкальных способностей является использование музыкальных игр, которые способствуют не только усвоению знаний при эстетическом образовательном процессе, но и обогащению эмоциональной, социальной и когнитивной сфер дошкольника.
Игра — это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму [1, c.67]. Игры помогают организовать детей, развивать эмоциональность, образность восприятия музыки, чувство ритма, гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, чувство сопереживания. Тем самым, игровой метод несет в себе необходимые условия и для формирования, как личностных качеств, так и нравственных убеждений ребенка.
Обычно на музыкальном занятии игра не выносится в отдельную структуру музыкального занятия, а пронизывает все виды музыкальной деятельности и, в свою очередь, делится на следующие разновидности:
– сюжетные и несюжетные подвижные игры;
– игры с пением, например, песенное приветствие, хороводы, инсценирование, народные игры с пением;
– дидактические игры;
– пальчиковые игры;
– ритмо-речевые игры, например, ритмодекламация, игры голосом, «звуковые жесты», игры с палочками [2, с.24].
Музыкальные игры способствуют формированию музыкального слуха. Через игровую форму дети начинают различать музыкальные звуки, ритмы и мелодии, что помогает им развивать музыкальный слух и восприятие звучания. Это не только развивает музыкальные способности, но также оказывает положительное влияние на развитие речи и аудиальной памяти у детей.
Например, при музыкальной игре «Оркестр» используются детские шумовые музыкальные инструменты. Дети стоят в кругу, а в центре находится дирижер. Сначала дети ритмично играют, а ребенок-дирижер управляет их игрой. При изменении музыки дети кладут инструменты в круг, дирижер становится рядом с детьми. Все бегут по кругу, и как только музыка заканчивается, воспитанники хватают любой музыкальный инструмент, а последний ребенок становится другим дирижёром. В данной игре развивается внимательность и чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
Целью игры «Музыкальный домик» является развитие навыков различения тембра звучания таких музыкальных инструментов, как бубен, металлофон и барабан. Музыкальный руководитель рассказывает детям, что в домике живут звери-музыканты. Зайчик хорошо играет на металлофоне, мишка — на барабане, а петушок — на бубне. Дети внимательно слушают, как играют звери, а затем догадываются о том, какой инструмент звучит и какой зверь исполняет мелодию.
Также музыкальные игры способствуют развитию музыкальной координации. Различные игры, требующие детского участия в процессе исполнения музыки, помогают развивать моторику, ритмические и координационные способности. Например, игры, связанные с движением под музыку, способствуют развитию пластики, гибкости и координации движений у детей. Когда дети участвуют в музыкальных играх вместе с другими детьми, они учатся слушать друг друга, согласовывать свои действия.
К примеру, музыкальная игра «Ручеек» начинается со звучания народной мелодии. Дети стоят парами друг за другом, руки держат «воротиками». Ведущий, проходя через «ворота», выбирает себе партнера, вытягивает его и становится с ним впереди колонны. Тот воспитанник, кто остался один, вновь становится ведущим, и игра вновь продолжается. В процессе игры дети учатся контролировать своё внимание, следить за изменениями в музыкальных темах и ритмических фрагментах. Это развивает навыки концентрации, которые могут быть полезными не только в контексте музыкального образования, но и во многих других сферах жизни.
В зимних играх, таких, как «Дед Мороз», «Зимушка-зима», дети поют попевку, а далее выполняют определенные движения, перемещаясь по залу, тем самым выражая свои эмоции через музыку и взаимодействуя внутри группы, что является важной частью их социального развития.
Наконец, музыкальные игры способствуют развитию творческого мышления. Проведение импровизаций, создание собственных музыкальных тем, эмоциональная экспрессия через музыку — все это способствует развитию творческого потенциала ребенка и формированию его музыкальной индивидуальности.
Игра «Расскажи-ка, воробей» учит выразительно передавать игровой образ и уметь двигаться под музыку разного характера. Дети стоят в кругу, где выбирается ведущий «воробей». Под попевку ведущий двигается в центре круга, используя движения выбранного животного или птицы. Дети идут по кругу, повторяя движения. Тот, кто лучше передаст образ животного в движении, становится ведущим.
Важно отметить, что музыкальная игра предоставляет возможность детям не только развивать свои музыкальные способности, но и просто радоваться музыке. Восприятие музыки как радостного и увлекательного занятия помогает создать у детей положительное отношение к музыкальному творчеству и возможностям выражения через музыку.
Таким образом, музыкальная игра является неотъемлемой частью музыкального воспитания дошкольников, оказывая положительное влияние на их эмоциональное, социальное, физическое и умственное развитие. Применение игровых методик в музыкальном образовании помогает детям интегрировать музыку в свою повседневную жизнь, развивает их творческий потенциал, социальные навыки и способности к концентрации. Важно продолжать исследования в этой области и использовать музыкальные игры как эффективное средство активного музыкального развития детей.
Литература:
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160с.
- Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст]: из опыта работы музыкального руководителя / Н. Г. Кононова. — М.: Просвещение, 1982. — 308с.