Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 03.02.2022

Статья просмотрена: 720 раз

Библиографическое описание:

Буланцева, И. Л. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / И. Л. Буланцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88530/ (дата обращения: 16.12.2024).



Народное творчество — это особый вид искусства, который включает в себя художественное, народное искусство, фольклор, художественную творческую деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзию, музыку, театр, танец, архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается трудовая деятельность народа, быт, отношение к окружающему миру, к природе, культуре и вере. Народное творчество отражает воззрения народа, его идеалы, поэзию, чувства и мысли, мечты и стремления к счастью.

Важную роль народного творчества в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие отечественные ученые (А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина, А. П. Усова, Т. Я. Шпикалова и др.). В своих исследованиях Е. А. Флерина особенно подчеркивала роль народного творчества в становлении личности дошкольника. Она считает, что активное использование народного искусства в детском творчестве способствует не только приобретению навыков и умений, необходимых для создания оригинальных произведений, но и общему духовному, эстетическому и патриотическому развитию ребенка [2].

Важная роль в процессе приобщения дошкольников к народному творчеству отводится эстетическому воспитанию через приобщение к эстетической культуре. Эстетическая культура — одна из подсистем духовной культуры. Она охватывает эстетическое освоение и преображение мира, то есть ценности и отношения, связанные с эстетической деятельностью. Эстетическая культура не мыслима без эстетического развития, художественного образования, художественно-творческого развития. Результат эстетической культуры — обогащение личности ребенка навыками и способами творческой деятельности, умением видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде, таким образом, становясь эстетически воспитанной личностью.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в произведениях народного искусства яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства способствуют решению труднейших задач, стоящих пред педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, — расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

В последнее время все чаще проводятся исследования, в которых отражены прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства, ограничиваясь выделением только внешних признаков искусства: формы, цвета, орнамента и т. д. (Т. Я. Шпикалова, Н. А. Александрова). Поэтому, мы считаем необходимым расширить границы изучения народного художественного творчества, затрагивая и другие ее направления.

Основываясь на парциальной программе интегрированного курса краеведения «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста авторов-составителей Т. М. Стручаевой, Н. Д. Епанчинцевой, О. А. Брытковой, Я. Н. Колесниковой, В. В. Лепетюха, нами была разработана программа «Белгородский сувенир». Цель программы — возрождение отечественных традиций и обычаев на основе изучения культуры и истории своего народа, обеспечивающих процесс социализации и становления ребенка как личности. Главная особенность программы — включение региональных особенностей развития традиционных ремесел Белгородчины.

Содержание программы «Белгородский сувенир» включает ознакомление детей с различными ремеслами Белгородского региона (лозоплетение, гончарное дело, ткачество), особенностями орнамента Белгородского региона (в одежде, в бытовых принадлежностях, в росписи глиняных изделий), демонстрацию и выделение особенностей различных видов народных тряпичных кукол (Кувадка, Кубышка-травница, Зайчик-на-пальчик, Неразлучники, Долюшка, Пеленашка, Зерновушка), изучение традиционного Белгородского костюма и его предметов, погружение в изделия народного промысла Белгородского региона (тряпичная кукла, глиняная игрушка, рушник и др.).

В процессе ознакомления с ремеслами обогащается словарный запас ребенка. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.

При знакомстве с традиционным орнаментом Белгородского региона дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Овладение необходимыми для декоративного искусства техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное — мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т. п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узоров напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки, прямые и вертикальные линии — палочки, волнистые — элементы букв «б», «ч» и т. д.), часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.

Изучая традиционный Белгородский костюм, дети получают больше информации об историческом прошлом русского народа, учатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества, овладевают навыками украшения декоративными орнаментами предметов одежды, учатся читать семантические знаки русского народного узора.

Особую роль при знакомстве с народной художественной культурой уделяется народной игрушке. Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства и одно из важнейших средств народной педагогики. Она помогает воспитывать ребенка нравственно и эстетически, формировать его сознание и характер. В качестве средства воспитания, предмета магии, праздничного подарка, свадебного атрибута, украшения, народная игрушка выполняла в русской культуре свою главную функцию — функцию духовного общения. Русская народная игрушка отличается художественным своеобразием. Она характеризует специфику народного художественного творчества, которая определяется единством утилитарных и художественных качеств. Игрушка традиционно рассматривалась как эталон рукоделия.

Искусство народной игрушки возникало на ее ремесленной основе. Мастера старшего поколения сохранили живую историческую память, донесли до нас фольклор, обычаи, религиозные обряды, ремесла. Отсюда и содержательная полнота, и эстетическая емкость образов в народной игрушке. В индивидуальном творчестве мастеров особенно ярко проступают духовные нравственные ценности народного сознания [1].

Белгородский регион славится изготовлением традиционной Старооскольской глиняной игрушки. Искусствоведы выделяют три вида народной игрушки: крестьянская, посадская и городская. Старооскольская игрушка относится к довольно редкому виду — посадской. Такая игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. Ей не присуща яркость и тщательность в прорисовке деталей (как в городской), но и нет примитивности пластики и грубой раскраски (как в крестьянской).

Старооскольская глиняная игрушка изначально появилась на основе гончарного промысла. Долгое время считалось, что промысел начал существовать на рубеже XVII–XVIII веков, однако, благодаря находкам археологов было доказано, что местные глиняные игрушки появились гораздо раньше, в XV веке.

Глиняная игрушка Старооскольского района отличается лаконичностью в деталях, фигурки лисиц и медведей очеловечены, содержат в себе налепные детали в форме птиц, бочек, свистков, гармошек. Особенность такой игрушки — у всех животных должны быть «грудка», ноги не широко расставленные юбки барышень узкие.

Народная тряпичная кукла. Известно, что тряпичные куклы были еще в древние времена, хотя они не могли сохраниться до настоящего времени. Кукла имела большое значение в воспитании девочек: дети учились рукоделию, учились проигрывать различные житейские ситуации на куклах, учились быть матерью.

Народная тряпичная кукла также имела значение оберега. Мастерились такие обереги по определенным правилам и исключительно своими руками членов семьи, которой предназначался данный магический предмет. Главная особенность народных тряпичных кукол — это изготовление без использования различных колющих и режущих предметов. По этой причине ткань и нити наматывались на твердую основу и закреплялись при помощи многочисленных узлов.

К сожалению, в истории развития Белгородской народной культуры нет упоминаний о традиционной тряпичной кукле. Однако, мы считаем недопустимым пренебрежение данного вида декоративно-прикладного искусства, т. к. во многом тряпичные куклы выступали атрибутами различных обрядов календарно-земледельческого вида, а также одной из главных составляющей жизни и быта каждой крестьянской семьи.

Таким образом, наиболее доступным видом деятельности, способствующим эстетическому воспитанию, на наш взгляд, выступает народная художественная культура. Процесс вхождения человека в культуру осуществляется посредством постижения и присвоения ценностей, т. к. культура и является совокупностью ценностей. Важным компонентом для постижения ценностей культуры мы считаем региональный компонент, отражающий особенности культурных традиций, быта и ценностей своего региона.

Литература:

  1. Егупова, Н. В. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на внеклассных занятиях средствами народной игрушки: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. В. Егупова. — М., 2008. — 16 с.
  2. Флерина Е. А. Игра и игрушка // Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Д. В. Менджерицкой. — М.: Просвещение, 1973. — 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, декоративно-прикладное искусство, народная игрушка, народное творчество, народное искусство, ребенок, эстетическая культура, белгородский регион, дошкольный возраст, народная тряпичная кукла.


Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос