В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности [9,2].
На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, при привлечении этнокультурного, краеведческого материала.
Как показывает педагогическая практика, обращение к духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества.
Углубленное обогащение образовательной программы ДОУчерез систему работы способствующей духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством широкого использования музейной педагогики с учетом краеведческого компонента позволит:
‒ сформировать у ребёнка уважительное отношение к национальной и региональной культуре;
‒ усвоить своё культурное наследие;
‒ овладеть поведенческими нормами, принятыми в обществе;
‒ воспитать патриотические чувства, духовно-нравственные качества.
Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства для реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников выступает музей как развивающая среда. Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы [22,1]. Эффективное использование этого потенциала для воспитания дошкольников в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач этнографического музея ДОУ «Русская горница». Основные формы работы с детьми: игра, предметная деятельность, общение, труд, обучение, экскурсии.
Музейно-педагогический аспект предполагает возможности, добиться пробуждения у ребят творческой активности, ведь интерес к теме возникнет у ребенка тогда, когда будет затронута его эмоционально — чувственная сфера [28,1]. В музее экспонаты используются в качестве методического материала в различных видах деятельности. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов музея. Здесь дети имеют зрительный образ, чтобы правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, учатся воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях, знакомятся с утилитарным назначением предметов и осваивают манипуляции с ними.
На базе музея организована кружковая работа «Наши корни». Методика построения непосредственно образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию включает три блока: народоведение; музыкальный фольклор; народно-прикладное искусство.
На примере обустройства нашей «горенки» дети представляют, как человек наполнял свое жилище необходимыми предметами быта, благоустраивал его, украшал, создавал комфорт для своей семьи и обитателей дома. Семья, являясь наследницей и хранительницей традиций, воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но приумножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребят сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В связи с этим были организованы выставки: детских рисунков «Семья», поделок «Вместе дело спорится». Родители оформили фотоальбом «Чтобы жизнь повторилась сначала…», альбом «Колыбельная моей мамы». В рамках детско-родительского проекта «Моя родословная» многие дети совместно с родителями презентовали свои материалы. Поскольку важной концепцией музейной педагогики является активность ребенка и с целью закрепления знаний детей, проводятся экскурсии с их участием: «Мир русской избы», «Милости просим в нашу горенку», презентация «Наша горенка», с помощью которых созерцание музейных предметов превращается в созидательный процесс.
Введение краеведческого материала входит в процесс воспитания и образования дошкольников и основывается на освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края, что способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — моя малая родина — моя Россия), значения Белгородской области в истории и культуре России [48,1].
Для наглядности, обогащения и расширения знаний детей педагогами ДОУ в музее «Русская горница» были оформлены стенды: «Мой дом — Россия», в котором были помещены геральдика страны, области, района; «Троицкий — благословенный край судьбы моей» повествующий о достижениях героев мирного труда, о героическом прошлом нашего края, об интересных людях поселка. Особое внимание уделяется знакомству детей с трагической, но и героической историей нашего края в годы Великой Отечественной войны. Каждый год проводятся тематические недели, посвященные Дню Победы.
Совмещение интересов по решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирования гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, позволяет установить партнерство в системе «детский сад — семья — социум», планировать общую деятельность, способствующую выявлению новой проблематики, методики, новые проекты, использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые мероприятия.
Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми — это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни [74,1]. В преддверии праздника дети знакомятся с соответствующими обрядами: катание с ледяной горки, прощание с зимой, расписывание пасхальных яичек, катание их по траве, завивание березки. Широко включается народный фольклор (песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки, сказки), который несет в себе черты национальных традиций, а так же содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Дети знают, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол, поэтому готовятся угощения. Формируя представления детей о музыкальной жизни Белгородского края, используются музыкальные традиции края, народная музыка, ее исторические и жанровые формы, народные музыкальные инструменты. В игре на народных ударно-шумовых инструментах в ансамбле ложкарей «Русский сувенир» решается множество воспитательных и образовательных задач. Воспитанники освоили приемы игры на ложках и свободно владеют ими.
Народное искусство близко по своей природе творчеству дошкольника. В музее собран материал об истории возникновения народных промыслов и образцы народно-прикладного искусства, работает художественная мастерская, в которой дети самостоятельно лепят и расписывают свои изделия, затем дарят их детям и гостям детского сада.
Знакомство с этнической культурой своего региона является первым шагом для дошкольника в усвоении общечеловеческих ценностей. В беседах с интересными людьми поселка, дети узнают о различных видах народных промыслов: резьба по дереву, вышивка, кружевоплетение и др. В музее организуются встречи с мастерами, выставки их работ «Красное — прекрасное». Это способствует слиянию воедино красоты зримой и духовной, их прохождению через душу и сердце наших маленьких членов общества, формированию этнокультурных позиций, духовно-нравственных качеств.
Работа по развитию духовно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья доминирует уровень духовно-нравственного воспитания дошкольников. Работу ведем в тесном сотрудничестве с казачьим Правлением осколецких казаков Белгородского отдельского казачьего общества. Вмузее создана экспозиция культуры и быта казачества «Православный, удалой — наш казак всегда герой», в которую входят план-проект «Связь времен», макет казачьего жилища и подворья, костюмы казака и казачки. Педагогами ДОУ подобран методический и изготовлен дидактический, наглядный материал и пособия. Казачий компонент постепенно вводим во все виды деятельности детей: образовательную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую.
С целью закрепления знаний у детей о своей малой родине, формированию у детей гражданских, духовно-нравственных качеств и этнокультурных позиций, чувства любви к Родине, используются новые нетрадиционные познавательные формы, которые построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, виртуальных экскурсий, игр, НОД с использованием мультимедиа.
Эффективность работы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента имеет положительный результат, здесь не только дети, но и сами взрослые оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к традициям, культуре и истории России.
Литература:
- Бабунова, Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской традиционной семейной педагогике: дис...канд. пед. наук Е. С. Бабунова. М., 1996. -166 с.
- Микляева, Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: Метод.пособие. Н. В. Микляева; Ю. В. Микляева; М. Ю. Новицкая. М., 2006. -198с.