Игрушка из музейного уголка (из опыта работы)
Автор: Прокошкина Ольга Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 21.04.2019
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Прокошкина, О. В. Игрушка из музейного уголка (из опыта работы) / О. В. Прокошкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4135/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня трудно не оценить роль музейных экспонатов в детском саду.
Джон Рёскин, утверждал, что музей — не развлечение и не убивание времени, а храм муз для мыслительной работы. Он описывал наличие в детских музеях комнат пяти чувств: света и тьмы, звуков музыки, вкусных вещей, любопытных запахов, пощупай — угадай. В развитии мыслительных процессов дошкольника важную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования и воспроизведения тех или иных событий или процессов окружающей жизни. Наглядные модели, а самой яркой моделью выступает игрушка-кукла, с которой при помощи простейших манипуляций воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других [1]. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач.
В музейном уголке нашей группы представлены персонажи из сказок, куклы и другие игрушки, выполненные из различных материалов (ткань, лыко, нитки). «Жители» музейного уголка появляются по очереди, после проведённой беседы, знакомства. Каждому жителю присваивается имя и определяется его роль. Например, кукла-пеленашка, выполненная способом скрутки, играет роль младшего в семье. Также в музейном уголке представлены игрушки из различного поделочного материала, герои сказок и мультфильмов, и, конечно, самодельные народные игрушки и куклы, выполнявшие роль оберега, помощницы, игрушки, связанные с народными праздниками.
Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания и передачи культурных традиций от старших поколений — младшим. Одним из таких важных педагогических инструментов была рукотворная игрушка, в том числе традиционная народная кукла. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Куклы существуют столько, сколько само человечество. В разное время они выполняли разные функции: религиозные, художественные, игровые и т. д. При этом, как предмет игровой деятельности, они стали использоваться ещё в доисторические времена, но лишь после того, как перестали быть изображениями различных божеств.
Кукла — обобщённое подобие человека, выполненное из различных материалов. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с ней, возится как с младенцем, или замещать ею товарища для игр. Кукла — образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ее можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение и накопление социального опыта
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка.
Считалось, что игрушки, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы. Кукла — первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла — часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа, при этом развиваем мелкую моторику ребенка. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол — дети.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций — это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла — образ человека в игре ребёнка. ребенок, принимая участие в создании куклы приобретает определенные трудовые навыки. Народная кукла, также, как и национальная кукла несет огромный образовательно-воспитательный потенциал.
Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он обращается к кукле. Она — идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать. В игре с куклой происходит отработка простейших жизненных навыков. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка.
В детском саду для детей младшей группы полезны такие игры: «Отгадай, какой игрушки из сказки не стало?» (убираем любую игрушку из сказки, герои которой размещены в музейном уголке). Задача ребенка — сказать, какую именно куклу мы убрали из ряда. «Классификация игрушек-животные (домашние, дикие), по сказкам «Колобок», «Теремок» и д. р., «Что лишнее» (дети закрывают глаза, и убирают куклу из другой сказки). Таким образом, ребенок будет потихоньку учиться воспринимать предмет целиком, учитывая его цвет, форму и функции. Он будет с легкостью выделять основные особенности предметов, как схожие, так и различные с остальными.
Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Учим малыша описывать куклу, выделять их особенности. На занятиях я предлагаю взять любую куклу и рассказать о ней. Сначала нужно рассказать, из чего сделана кукла, в какую одежду одета, как, в какие игры можно играть с этой куклой.
Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится темой детских игр; её роль в жизни малыша уникальна: это лучший друг, который всегда тебя выслушает, это друг, которому можно доверить свои страхи, который никогда не обидит, а при желании может постоянно находится рядом.
Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт: ее кормят, переодевают, берут на прогулку и в детский сад, с ней шепчутся и укладывают рядом, когда ложатся спать. Кукла — это целый мир, который хранит свою историю.
Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение. В группе привлекаем внимание к кукле, которая «пришла в гости»: кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. Одевая или раздевая куклу, ребенок учится последовательности выполнения операций. Конечно же все детки не любят одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть своя потешка, которая помогает сделать процесс одевания и раздевания более весёлым и интересным. Дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса» способствуют развитию устной речи при придумывании диалогов, происходит увеличение словарного запаса ребенка. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка.
Кукла — универсальный и очень мудрый инструмент воспитания не только детей, но и взрослых.
Литература:
- Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
- «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е. Ю. Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год.
- «Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой». Абраменкова В. В. м.: Лепта, 2008год.
- «Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О. К., Детство, 2003 год;
- «Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год.