Средства изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании и художественно-эстетическом образовании учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 15.09.2022

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Коноплицкая, И. Н. Средства изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании и художественно-эстетическом образовании учащихся / И. Н. Коноплицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94911/ (дата обращения: 17.12.2024).



Эстетическое образование, формирование эстетической культуры личности является одной из главных составляющих процесса гуманизации современного общества. Особенность эстетики состоит в том, что она входит в мир человека с первых дней его жизни и сопровождает жизнь человека во всех её проявлениях.

Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими творческими способностями, знакомого с основами общечеловеческой культуры, обладающего широкими и разнообразными представлениями об искусстве, об окружающем мире.

Для того чтобы человек смог жить в гармонии с окружающим миром, он должен поднять на высокий уровень духовно-нравственное воспитание и образование.

«Общество постепенно усваивает достаточно простую, но, к сожалению, утерянную в прошлом богоборческом веке истину: улучшение жизни в стране без возрождения нравственности, базирующейся на духовных основах Православия невозможно» (1:3). Возращение к православным ценностям есть путь к спасению России. А, православные ценности — это основа, на которой и существует сама Россия.

В последние время в школах области начался активный процесс специального педагогического воздействия на формирование национального мировоззрения учащихся. Педагогические коллективы, привлекают общественность, работников культуры, духовенства, стараются пробудить у школьников национальное самосознание, чувства национальной гордости, у учащихся появилась готовность вбирать в себя то, что является национальной особенностью культуры.

Культура — это сфера духовной жизни людей, накопленные человечеством духовные ценности. Человек имеет свой дух и дух дарован ему от Бога. А если это так, то воспитывать мы должны свой дух, образовывать и развивать душу.

«Очень важно, чтобы мы, ныне живущие, и те, кто прейдет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, не разрывной связи времен; чтобы честное прочтение прошлого облагораживаю, при соприкосновении с былым не покидало гордость за свою малую Родину. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные белгородцами почти за три века, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах современников» (2:5).

Приоритетным направлением совершенствования учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ является формирование национальной-культурной среды, как основы национально-культурно-ориентированного образования школьников именно такая направленность позволяет сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения в процессе приобщения к региональным культурным ценностям.

Интерес к народной культуре возрождение духовно-нравственных ценностей стали весьма приоритетными и актуальными в системе воспитания и образования на Белгородчине.

Этнокультура представляет широкие возможности преодоления тенденции бездуховности, так как именно в ней заключена многовековая мудрость народа.

Народная культура и декоративно прикладное искусство России донесли до наших дней древнейшие традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой.

Опорой в педагогической деятельности по обучению изобразительному искусству является не что иное, как традиции, которые могут рассматриваться не только как сохранение тепла, но и как поддержание огня.

Изучение традиций, воспроизведение и создание на их основе нового и есть путь в перед в изучении культуры своего народа, воспитании любви к своему краю, т. к. народное искусство во всем многообразии его проявлений — это великая память народа и «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящие.

Первым этапом обучения школьников народному искусству являются уроки изобразительного творчества, решающие задачи развития интереса к культуре русского народа, а также задачи духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания. Знакомство с народными художественными промыслами на уроках изобразительного искусства оказывает большое влияние на развитие интереса к народному искусству. На уроке особое значение имеет использование подлинных произведений, т. к. создается возможность организации особой эмоциональной среды, благоприятной для восприятия. Воздействие живой вещи на ученика намного сильнее, чем слайда или фотографии этого произведения.

Внимание к урокам изобразительного искусства не случайно, ведь развитие интереса к русской национальной культуре напрямую связано с духовно- нравственным воспитанием ребенка. Поэтому на занятиях учителю предоставляется возможность не только научить детей рисовать, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки и стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т. е. сформировать зрительную культуру и заложить нравственные основы, привить любовь к искусству и культуре своего народа в целом.

Большую помощь в этом направлении могут оказать уроки, проводимые непосредственно на базе музея народной культуры, а также мастерской народного мастера. Соприкасаясь с предметным миром, его гармоничным взаимодействием с природой, дети с большим интересом познают рукотворное мастерство своих предков, а затем работают над созданием своих неповторимых образов. Особый интерес вызывает у учащихся семантическое прочтение народного орнамента на рушниках костюмах родного Белогорья Непосредственные встречи, беседы, роки- практикумы с народными мастерами: гончаром- В. Калашниковым в Купинском центре народного творчества, Е. Бобылевой- мастером по кружевшшетению из г. Губкина на фестивале «Хотмыжская осень», Г. Анохиной — вышивальщицы рушников, выпускницей Белгородского государственного института культуры, художниками Ф. Логышевым, С. Полозовым, А. Мамонтовым, И. Колесовым и др. дают ребятам большой эмоциональный заряд и открывает огромные просторы для творческой деятельности, основанной на глубоких народных традициях.

Ценность произведений народных мастеров состоит не только в том, что они проставляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские и борисовские игрушки, шкатулки с лаковыми миниатюрами и жостовские подносы вносят в нашу жизнь праздничность ж красоту. гжельская и борисовская керамика, хохломская посуда и изделия шебекинсхого лесхоза, городецкие блюда и доски, берестяные туеса, и соломенные поделки из Губкина все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные традиции — этот живой родник современной художественной культуры.

Народное искусство не поддается моде (как это бывает в профессиональном), не зависит от нее, оно более традиционно, им полностью управляют неизменные законы, главное, оно открыто и сильно выражает изделия красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему и является самым непосредственным и прямым свидетельством его талантливости, его творческой мощи (3; 207).

Приобщение детей к декоративно прикладному искусству привлекает внимание многих педагогов, ибо именно такое искусство наглядно передает духовный опыт человечества, несущий с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.

Департаментом образования совместно с комитетом по культуре разработана программа по возрождению, сохранению и развитию народной культуры с учетом Белгородского региона.

Основная цель: способствовать духовно нравственному воспитанию детей на основе формирования представлений о традиционно-бытовой культуре русского народа с учетом белгородского региона.

Задачи:

— познакомить детей с народными промыслами и ремеслами Белгородской области- Борисовским, Старооскольским, Шебекинским;

— обучить детей практическим навыкам изготовления глиняной игрушки познакомить с разнообразием народных костюмов, оберегов, вышивок;

— раскрыть способности ребенка при реализации творческого замысла в авторских изделиях и композициях;

— воспитывать желание сохранять и возрождать этнохудожественную культуру своего народа с учетом Белгородского региона.

Дети, их жизнь и творчество феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрение в реальную современную жизнь подрастающего поколения.

Неоценимый вклад в поддержку в выборе приоритетного направления в работе учителей образовательной области «Искусство» оказало международная научно- практическая конференция на тему: «Художественно-эстетическое образование в Белгородской области: состояние, проблемы, поиски», работа которой осуществлялась на базе Белгородского института развития образования.

Регионализация художественного образования исходит из того, что областной компонент в обучении искусству представляет собой некую интегрированную модель образования, в структуру которой входит экологическая, историческая, социально — экономическая, общекультурная, этнокультурная и духовно — нравственное состояние региона.

Отсюда, одной из важных задач является духовно- нравственное воспитание. Воспитание культуры межнационального общения, уважение к культуре родного и окружающего народа, формирование личности, способное реализовывать себя в специфической для региона экономической и социальной среде.

Изучение истории художественной культуры края, его геокультуры и этнокультуры, знакомство с древними художественными центрами, памятниками, освоение этнохудожественного опыта человека способствует развитию исторической памяти, национального самосознания, духовно-нравственных-эстетических качеств личности, экологической культуры.

Исходя из опыта работы за последние петь лет, могу смело заявить, что в рамках освоения учебно-воспитательной программы «Волшебный карандаш» — основная, приоритетная деятельность была направлена как раз на реализацию этих задач. Работа программы ведется в комплексе, с учетом всех пожеланий и рекомендаций по освоению регионального компонента:

— тематическое планирование уроков, скоординировано с учетом ведения регионального компонента;

— организуются встречи и мастер классы с народными мастерами;

— осуществляется обширная экскурсионная деятельность по святым местам Белогорья (Холки, Хотмыжск, с. Купино, п. Борисовы, п. Прохоровы) и этнокультурным заповедным зонам России (м. Задонск, г. Острогожск, г Калуга, Куликово Поле, г. Чугуев). Посещаются храмы.

Учащиеся являются постоянными участниками и призерами выставок и конкурсов духовно-нравственной направленности «Божий мир», «Я — автор!», «Рождественские композиции». «Святое Белогорье», «Храм строится», «300-летие св. Иоасафа», «Христос рождается — славите». «Крещение». «Сороки святого Белогорья».

В настоящее время школа продолжает работать над проблемой формирования духовно-нравственных основ человеческого бытия. Именно поэтому возрождение народных традиций — это духовно-нравственное возрождение народа.

Литература:

  1. Леднев, В. С. Насущная потребность сегодняшнего дня. Православная культура /В. С. Леднев,- М: 2003.
  2. Савченко, Е С. Вступительное слово. Белгородоведение: Учебник для общ. образ. Учреждений / Е С. Савченко. — Белгород; Изд-во БелГУ, 2002.
  3. Сокольникова, Н. М.. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов/ Н. М. Сокольникова — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, народная культура, Белгородский регион, изобразительное искусство, культура, национальное самосознание, Белгородская область, предметный мир, региональный компонент, русский народ.


Похожие статьи

Роль художественной литературы в нравственно-трудовом воспитании детей

Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии детей

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Похожие статьи

Роль художественной литературы в нравственно-трудовом воспитании детей

Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии детей

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Задать вопрос