В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников. Отмечается, чтовсе произведения декоративно-прикладного творчества создаются и используются с целью художественной обогащения окружающей среды, приданию ей больше декоративности и выразительности.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, формирование, эстетическое отношение, народное творчество
Предметный мир, окружающий человека, всегда в разных формах несет на себе следы его трудовой преобразующей художественно-творческой деятельности. Человек не только использует окружающую среду и предметы этой среды, а также изменяет ее в соответствии со своими интересами и потребностями, в числе которых важными являются эстетические, художественные, творческие потребности. Каждый народ под влиянием исторически сложившихся социальных, экономических, географических условий создает свои художественные эстетические традиции в развитии декоративно-прикладного творчества. Культурные и художественные традиции народа — та основная база, освоив и использовав которую, созидатель, творец может сотворить нечто новое, необыкновенное, которое может достичь еще одной вершины в развитии искусства. Накопленный народом художественный опыт — результат творческих усилий, находок целого ряда поколений людей. Он же, в свою очередь, служит основой дальнейших достижений в художественном, декоративно-прикладном творчестве. Преобразующая творческая деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства широка и многогранна. Она охватывает разнообразные предметы окружающего мира и различные материалы. Само название декоративно-прикладное искусство особо подчеркивает его главное практическое назначение. Это прежде всего деятельность прикладная, то есть направленная на улучшение художественного, эстетического качества предметов. В этом и заключается ее утилитарный творческий характер в создании изделий, предметов окружающего мира. Особенностью декоративно-прикладной деятельности является то, что она всегда стремится к художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное и всегда взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Художественно-эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их полезными красивыми способствует удовлетворению тех чувств, которые связаны с восприятием прекрасного.
«Таким образом, народное искусство — не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства» [1, с. 89]. Справедливости, — развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [2, с. 343].
Изделие декоративно-прикладного творчества вносит большую чувственную, выразительную неповторимость в ее художественный образ, формирует личность и потому располагает мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления, настроения. Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процесс формирования эстетического отношения младших школьников. Все произведения декоративно-прикладного творчества создаются и используются с целью художественной обогащения окружающей среды, приданию ей больше декоративности и выразительности. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного творчества позволяет привлекать к участию в работе учащихся школ практически всех возрастных групп с различной художественно подготовленностью. Занятия декоративным искусством, наряду с удовлетворением художественных потребностей, формируют эстетическое отношение и развивают эстетический вкус, приобщают учащихся к труду, прикладному творчеству.
Сегодня в учебно-воспитательном процессе школы преподаватели изобразительного искусства должны понимать, что для учащихся декоративно-прикладное искусство теснейшим образом связано с повседневным бытом, это одна из важнейших констант организации оптимальной среды обитания, своеобразная «художественная летопись» в национальной культуре, поскольку основные характерные для данного региона объемные формы и декоративные мотивы базируются на многовековом отборе, «рыночном» спросе народов, потребителя изделий мастера и определенной художественно-ремесленной школы.
Испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями. В настоящее время очень важно учитывать их в педагогической практике художественного образования. Когда педагог предлагает детям для рассмотрения и анализа с критической его оценкой образец народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачу не только дать оценку, но и активизировать познавательный потенциал, интеллектуальные возможности каждого учащегося.
Опыт практической деятельности неоспоримо свидетельствует, что ключевыми, основополагающими факторами формирования человеческой личности являются национальная, географическая, социальная среда, уклад жизни и быта, исторически сложившиеся виды трудовой деятельности, местные ремесленные и художественные промыслы, национальный язык, фольклорные и эстетические традиции, эстетические критерии оценки объектов, а также религиозное наследие.
К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для формирования эстетического отношения младших школьников используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.
Поэтому наиболее верным направлением эстетического образования и формирования эстетического отношения учащихся школ является использование народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармонического сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.
Декоративно-прикладное творчество развивается в разных формах и видах. На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой необходимо устанавливать тесные связи. Для выполнения определенного задания глиной, рисованием или путем аппликации учащийся ищет нужный материал, находит соответствующую композицию, форму, цвет, показывает различные вариации приемов и последовательность выполнения форм предмета и изображения. Поэтому очень важно разработать педагогические условия, формы и методы развития декоративно-прикладного творчества школьников в гармоническом сочетании общепедагогических требований и традиций народного искусства.
В процессе обучения изобразительному искусству в школе мы отдаем особое предпочтение декоративному рисованию, поскольку учащиеся могут проявить здесь элементы художественного эстетического творчества в большой степени, чем при выполнении других видов практической работы. Этому способствуют возможность подбирать и использовать элементы, детали, орнаменты изделий, а также желание самостоятельно определить их цвет и цветовые сочетания. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей изображаемых рисунков радуют учащегося и тем самым активизируют их творческую деятельность способствует формированию эстетического отношения младших школьников. Значительное преимущество декоративного рисования состоит в том, что оно предполагает в большей степени стилизацию изображаемого предмета, изделия формы, а именно:
- Обобщение формы предмета путем упрощения, подчеркивания наиболее характерные признаки изображаемого произведения. Процесс обобщения в декоративно-прикладном творчестве, создание формы неотделимой от выявления свойств материала: материал диктует свои условия.
- Изображение объемных предметов в плоскостном решении, которое здесь не столь важно для передачи светотени.
- Условная передача цвета, поскольку цветовые сочетания могут ритмически повторяться и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут ритмически повторяться и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими, контрастными и мягкими.
Контрастные сочетания цвета обычно создаются при употреблении цветов, различных по светлоте, цветовому тону и насыщенности. Таким образом, декоративно-прикладное искусство отличается красочностью, выразительностью и доступностью изображения в большей степени, чем другие виды изобразительной художественной деятельности, что во многом содействует формированию эстетического отношения младших школьников.
Исследование в этой области показывают, что школьники достигают качественных, эффективных успехов в декоративно-прикладном творчестве. Современная молодежь должна обладать гибкостью, динамичностью мышления, высоким художественно-творческим потенциалом, знать и уметь пропагандировать народное искусство, его истоки, использовать его педагогический потенциал в формировании эстетическом отношении младших школьников.
Особенности и устоявшиеся традиции народного декоративно-прикладного искусства Дагестана дают возможность на практике проверить познавательно-дидактическую, художественно-эстетическую ценность народного творчества и умело использовать его педагогический потенциал в формировании эстетического отношения младших школьников.
Для того чтобы произведения декоративно-прикладного искусства эффективно использовались в работе учащихся, приносили наибольшую пользу и способствовали формированию эстетического отношения младших школьников, их нужно правильно подбирать, систематизировать в соответствии с конкретной учебной задачей. Произведениям декоративно-прикладного искусства, подобранным для использования на уроках изобразительного искусства, должны быть присущи художественная, декоративная, образная выразительность, доступность восприятию учащихся и своего рода универсальность, возможность широкого применения в учебно-воспитательном процессе.
Литература:
- Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М.: Просвещение, 1984.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343с.
- Прете И. К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. — М.: Советский художник, 1985. — 89с.