Историко-познавательные сведения как фактор формирования экологической культуры младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 29.07.2022

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Мамонова, В. В. Историко-познавательные сведения как фактор формирования экологической культуры младших школьников / В. В. Мамонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 139-140. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94215/ (дата обращения: 16.12.2024).



Переоценить роль математики в развитии познавательной активности младших школьников трудно. Благодаря прикладной особенности математический аппарат используется при изучении различных предметов. Это способствует их более глубокому усвоению. Активизируется учебная деятельность, в процессе которой они овладевают методами познания, формируется научное мировоззрение, расширяется кругозор.

«Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Текстовые задачи имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств» [1, с. 37]. Включение текстовых задач в уроки окружающего мира усиливает предметные связи. Это способствует лучшему усвоению изучаемого материала, предупреждает разрыв теории и практики.

Важной задачей обучения и воспитания младших школьников является формирование экологической культуры, правильного поведения в природе. Решение задач, в которых речь идет о производстве, природе и сохранении ее богатств, об экологических проблемах и путях их решения, позитивно сказывается не только на усвоении знаний, но и на формировании положительных эмоций и качеств личности школьника. Например, при изучении темы «Вода» предлагаем задачу, в которой речь идет о бережном и экономном использовании питьевой воды. «Из крана за одну минуту вытекает 200 г воды. Сколько воды из него вытечет за 1 ч, за сутки?» [4, с. 86].

Изучая тему «Масштаб» предлагаем учащимся изобразить план комнаты, спортивной площадки и т. п., найти их периметры и площади. Учащиеся приобретают умения пользоваться масштабом и понимают его практическое применение.

В учебниках математики достаточное количество задач с экологическим содержанием. Например, ученики первого класса посадили 2 ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 3 ряда дубов по 6 деревьев в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?» Но учащиеся не всегда видят экологическую мораль при решении подобных задач. Таким образом, учитель должен использовать любую возможность, чтобы показать связь с разными жизненными ситуациями.

Решая задачи, связанные с вырубкой леса, школьники осознают, что природные богатства не бесконечны. Вырубка леса изменяет природу, наносит ей непоправимый вред. Поэтому природные богатства необходимо беречь, использовать их экономно и восстанавливать лесные массивы. Решение подобных задач формирует у школьников чувство ответственности за сохранение и восстановление природных ресурсов.

В процессе обучения большое внимание уделяется составлению задач самими учащимися. Для этого можно использовать материалы, предлагаемые авторами учебников математики. Например, в учебнике математике М. И. Моро для 4 класса есть материал для творческой работы над задачами. Опираясь на него, ученики могут дополнить числовыми данными следующую задачу. «Синий кит — самое крупное животное в мире. Сколько индийских слонов или зубров могут уравновесить одного синего кита?» [4, с. 110]

Живой интерес вызывает наглядное представление о размерах животных. Этому способствует решение задач такого вида: «Длина синего кита 33 м, высота этажа дома 3 м. В окно какого этажа мог бы заглянуть синий кит?» В ходе решения данной задачи, школьники узнают, что синий кит мог бы заглянуть в окно одиннадцатого этажа. Данный факт приводит детей в восторг и восхищение.

После решения данной задачи целесообразно задать вопросы для усиления экологического аспекта воспитания. В какой среде обитают киты? В какой природной зоне обитают эти животные?

Подобный материал можно использовать при изучении различных тем. Составление и решение задач способствует развитию познавательного интереса, активизирует мыслительную деятельность. Подобные задачи вносят в урок разнообразие. А это в свою очередь оказывает положительное влияние на усвоение математических и экологических знаний.

Для формирования экологической культуры необходимо усвоение соответствующих знаний и приобретение опыта правильного поведения. Важно, чтобы у школьников вырабатывалась социальная потребность в правильном поведении. Для этого учителя применяют различные формы экологического просвещения и организации жизни и деятельности учащихся.

Анализируя ситуации из реальной жизни и решая соответствующие задачи, школьники приобретают потребность и готовность к творческой и созидательной деятельности. При этом они знакомятся с различными профессиями.

Экологическому воспитанию способствует и решение задач, в которых говорится о материальных затратах на уборку территории, о ликвидации вреда, который наносит человек окружающей среде. Например, в парке посадили 20 липок, но вскоре 4 липки были сломаны. Сколько деревьев осталось в парке? Какой убыток понесли сажающие, если за каждое дерево заплатили 300 рублей, а на его посадку 50 рублей? Решение этой задачи и обсуждение причин гибели деревьев оказывают положительное влияние на осмысление негативного поступка. В свою очередь это может предупредить похожие действия школьников.

Решение задач с экологическим содержанием преследует еще одну важную задачу — воспитание у подрастающего поколения ответственности за будущее планеты. Экологическое воспитание формирует у школьников правила и формы поведения, направленные на бережное отношение к природе и ее охране. Какое представление о реальной жизни получает ребенок, если он видит в лесу свалки мусора, вырубки деревьев, а по ТВ показывают самовольно возводимые постройки на берегах рек и озер? Нельзя пускать на самотек экологическое воспитание младших школьников и осознание ими ответственности за использование и сохранение природных богатств.

Учителя могут предлагать решить задачи, способствующие осознанию необходимости применения наказания за вмешательство человека в природу и нанесение ущерба экологии. Например, кто-то решил построить коттедж на берегу водохранилища. Он спилил деревья с участка в 10 а, заплатив за это 20 000 рублей. Купил блоки для фундамента за 40 000 рублей, заложил фундамент, заплатив рабочим 30 000 рублей. Строительство было остановлено и коттедж снесен. Какой ущерб понес человек, если за незаконную вырубку и строительство он заплатил штраф 1000000 рублей?

Необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Задачи с экологическим воспитанием можно предлагать и в занимательной форме. Для этого в фабулу задач можно ввести героев народных сказок, популярных детских мультфильмов. Например, Медведь, Лиса и Волк решили заняться рыбным бизнесом. Чтобы поднять уровень воды в пруду, они попросили бобра построить плотину. Он согласился, но потребовал за работу одну пятую часть дохода от выловленной рыбы. Сколько денег получил бобр, если первый улов составил 40 кг, а за 1 кг проданной рыбы им платили по 50 рублей? После решения этой задачи учащиеся могут рассказать, какие рыбы живут в прудах, реках, проточных водах.

Использование задач с экологической составляющей вносит в урок разнообразие, расширяет представление об окружающем мире, словарный запас школьников, оказывает положительное влияние на формирование заботливого, ответственного отношения к природе, так необходимого людям XXI века.

Литература:

  1. Ф. С. Гайнуллова, Р. Н. Шикова. Использование текстовых задач с экологическим содержание в начальных классах// Начальная школа, 2017, № 10, с.36–40.
  2. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе, М.: 2019.
  3. Л. Л. Лебедева. Для развития познавательной активности// Начальная школа, 2014, № 5, с.37–40.
  4. Моро М. И. и др. Математика: Учеб.для 4 кл.Ч.2. М., 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, решение задач, синий кит, школьник, экологическое воспитание, положительное влияние, правильное поведение, реальная жизнь, экологическая культура, экологическое содержание.


Похожие статьи

Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Философско-психологические и педагогические основы развития исследовательской деятельности старших дошкольников

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Похожие статьи

Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Философско-психологические и педагогические основы развития исследовательской деятельности старших дошкольников

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Задать вопрос