Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 21.12.2024).

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.

Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры страны планирую в соответствии с Образовательной программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы «Детство» под редакцией Логиновой В. И.и Бабаевой Т. И. рекомендуют уделять серьезное внимание приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей страны.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их творческих возможностей, я поставили основные задачи в работе по данной теме:

  1. Формировать устойчивый интерес к искусству народа России и народов других стран;

  2. Развивать художественно-творческие способности у детей;

  3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

  4. Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.

При создании предметно-развивающей среды группы учитываем принципы ФГТ к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, оформила таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Чтение Художественной литературы», «Музыка», дает возможность интересно и доступно сформировать систему знаний и умений детей по данной теме.

В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на объемах,в создании предметов декоративного характера, умения найти собственный способ изображения и оформления предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на изделия.

Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска, использования, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине

В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем направлениям:

  • оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.

  • ознакомление детей с народным искусством

  • развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление и применение

Формируя культура эстетического восприятия детей, подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры, украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую игровые формы обучения, посещение нашего “музея” — “Горницы” и выставок декоративно-прикладного искусства, вечера развлечений “Русская ярмарка”, “Масленичные гулянья”

Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, например, “Мастера из Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников.

Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир народной русской игрушки, познакомиться с её характерными образами способствовал проект «Игрушка из Руси». В рамках проектной деятельности познакомили детей с образами загорской, полхов-майданской и семеновской матрешками. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных, застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по его контуру, т. е. использую «жест рукой».

Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа» помог развить интерес у детей к устному народному творчеству, народным играм. В проекте использую элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи «Русского быта», «Русского костюма», «Московский кремль». В проект входят познавательный блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д. и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.

При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор состоит их простейших, знакомых геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей пословицами и поговорками: «Терпение и труд — все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит».

Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения, восхищения.

Расширению кругозора детей в области русского декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов), стремилась формировать навыки творческой изобразительной деятельности, учила использовать цвета для русских росписей, применять разнообразные приемы, материалы и инструменты, стремиться к созданию выразительного образа.

Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием национально-региональный компонент. Кольская земля издревле богата талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают мастерством и вкусом.

Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных жителей Кольского полуострова — саамами, предлагаю детям окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты национальной одежды традиционными саамскими узорами. Дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора, отличать северный орнамент от орнаментов других народов.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь.

Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др. Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм». Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я — взрослый, ты — ребенок» и «Неделя Красоты», где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук.

Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.


Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, работа, детское творчество, народная культура, народное декоративно-прикладное искусство, народное творчество, образовательная программа, различный иллюстрированный материал.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности