Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 02.01.2018

Статья просмотрена: 4431 раз

Библиографическое описание:

Геленда, Н. О. Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников / Н. О. Геленда, Т. Ф. Иванова, Н. Н. Кравченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/3050/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одной из важных задач, стоящих перед каждым педагогом, является задача патриотического воспитания обучающихся. Невозможно представить себе патриотизм и чувство любви к Родине без национальной самоидентификации человека, которая базируется не просто на знании национальной культуры, традиций, обычаев, но и на принятии их. Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы.

Как отмечает отечественный педагог Т. С. Комарова, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, «народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему» [3]. Народные художественные промыслы — Гжель, Хохлома, Городецкая и Палехская роспись, Дымковская, Каргапольская, Филимоновская игрушки, Абрамцево-кудринская резьба и Богородская резьба и прочие — являются квинтэссенцией вкуса и эстетики народов России, они лаконичны, при этом — праздничны и оптимистичны, их композиция и колористические решения, выработанные годами, совершенны и очень узнаваемы.

Произведения русского народного искусства, его форма выражения и отношения к реальности, воспринимаемой через богатство тем, уникальное содержание, влияют на ребенка и могут научить образно думать. Они способны через творческое восприятие обычных предметов или явлений заложить основы нравственной культуры, сформировать уважение к результату деятельности многих поколений. Посредством образцов народного искусства, педагог формирует в дошкольнике способность не только действовать по образцу, но и творчески применять опыт.

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей. Как отмечают видные ученые в области художественного образования, декоративно-прикладное творчество, через свою многомерность, простоту образов, их яркость и элегантность воплощения, близко детскому восприятию. Оно развивает их сенсорную чуткость, познавательное мышление, эстетические опыт.

Многие отечественные педагоги отмечают настойчивую необходимость последовательного и систематического обучения дошкольников рисованию предметов декоративно-прикладного искусства с одновременным освоением народной культуры в различных формах (музыкальные занятия, знакомство с фольклором, музейные экскурсии и лекции).

Педагоги детского сада № 24 города Новороссийска сочли целесообразным реализовать это требование через проектную деятельность. В группах учреждения был подготовлен краткосрочный проект «Умелых рук творенья чудны», целью которого было развитие художественно-творческих способностей воспитанников в процессе ознакомления с народными художественными промыслами России.

Задачами эстетического развития воспитанников средствами народной художественной культуры были:

‒ формирование эстетического вкуса воспитанников;

‒ знакомство с народными традициями как носителями народной мудрости и творческого потенциала русского народа, включение их в повседневную жизнь ребенка;

‒ воспитание уважительного отношения к народным промыслам и традициям.

Организуя работу по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделить следующие этапы:

‒ теоретический, который включает в себя тематические занятия: знакомство с предметами народного декоративно-прикладного искусства, ознакомление со знаковой системой народного искусства, знакомство с художественной и народной литературой на заданную тематику;

‒ практический, то есть непосредственно занятия художественно-эстетическим творчеством — рисование, лепка, аппликация в разных формах.

При реализации первого этапа педагогами проводилась работа не только в группах, но и с родителями воспитанников. В начале года состоялся круглый стол для родителей на тему «Народные умельцы. Знакомство детей с народными промыслами России». Для детей проводились тематические занятия: просмотр презентаций на тему «Народные художественные промыслы России», демонстрация образцов народного декоративно-прикладного творчества (статуэтки и посуда с гжельской росписью, хохломская посуда, дымковская игрушка), чтение стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома».

Для закрепления полученных знаний проводились игры «Найди отличия» и «Собери пазлы», направленные на запоминание цветовых и композиционных особенностей Гжели, Хохломы, Дымковской игрушки.

Для занятий художественно-эстетическим творчеством были подготовлены методические разработки по рисованию («Гжельские узоры»), аппликации («Золотая Хохлома») и по лепке («Дымковская игрушка»).

Конструирование орнаментов на занятиях декоративным рисованием вызывает, как правило, у дошкольников устойчивый интерес. При этом развиваются чувство композиции и цвета, способности к анализу (выделение простых элементов узора из более сложных), воображение и творческая фантазия. Сочетание личностной ценности орнамента для ребенка и его объективного значения делает занятия декоративным рисованием одной из самых продуктивных форм организации изобразительной деятельности для детей.

Занятия по рисованию «Гжельские узоры» позволило решить две задачи: углубить знакомство с одним из самых известных народных промыслов России и начать формировать знания воспитанников об особенностях декоративной композиции народного искусства. Занятие проходило в два этапа — отработка основных приемов рисования в стиле Гжель (создание простейшего рисунка на полосе бумаге) и создание композиции на подготовленном заранее бумажном шаблоне, изображающем посуду (тарелки, чашки).

Одним из лучших дидактических средств, для развития пространственного мышления и мелкой моторики рук детей, по праву, считается занятие аппликацией. Занятие аппликацией позволяет формировать чувство цвета и овладевать умением составлять гармоничные цветовые и композиционные сочетания. Большинство воспитанников ДОУ охотно занимаются аппликацией, что позволяет использовать ее как продуктивное мотивационное средство обучения.

На занятии по аппликации «Золотая Хохлома» были поставлены следующие задачи:

‒ формировать умение выделять элементы узора (листок, ягодка, травка, завиток);

‒ закреплять навыки получения деталей для аппликации различными способами (вырезание разными приемами, обрывание, плетение);

‒ учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи.

Перед началом занятия воспитанникам была показана видео-презентация «Детям o Хохломе», затем показан иллюстративный материал, отражающий основные элементы данного вида росписи и характерные композиционные особенности. После были розданы шаблоны-заготовки в виде кухонных досок, а так же наборы цветной бумаги из трех цветов — желтый, красный, черный. Детям были показаны основные приемы вырезания элементов хохломского узора — ягодка, завиток, листик. Затем детям предлагалось обдумать будущую композицию и решить, из какого количества элементов она будет состоять. В течение занятия оказывалась консультационная помощь воспитанникам, имеющим затруднения в решении композиционной задачи и в вырезании элементов для нее.

Как известно, лепка, являясь наиболее безыскусным и доступным для самостоятельного усвоения видом художественного творчества, способствует эффективному развитию многих сторон личности ребенка, начиная от мелкой моторики рук, заканчивая пространственным мышлением.

Занятие по лепке «Дымковская игрушка» позволило закрепить знания воспитанников характерных отличий дымковской росписи. Во время занятия детям были продемонстрированы конструктивные особенности дымковских игрушек (пропорции, соотношения частей, обязательные элементы) и показаны приемы лепки. Воспитанникам был предложен выбор — лепка либо дымковского коня, либо оленя. Занятие предварялось рассказом o символическом значении этих животных в русской народной культуре.

Все три вида занятия можно обобщить словосочетанием «создание декоративного изображения», в процессе которого у ребенка возникает и развивается интерес к комбинированию как способу получения нового результата в творчестве, активизируется воображение и фантазия. Красочность и гармоничность форм народных художественных промыслов оказывают позитивное влияние на развитие у детей чувства ритма и умения вписывать геометрические фигуры, растительные, зооморфные элементы в орнаментально-творческие композиции, на художественное воспитание в целом. Существенную роль в декоративной работе играет момент художественности, т. е. развитие умения уловить красоту в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное и развивающее значение имеет показ образцов народных орнаментов (роспись по дереву, вышивка, кружево, художественная резьба).

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству способствует развитию творческой инициативности и самостоятельности, развивает наблюдательность и внимание, формирует художественный вкус и стремление к общению с изобразительным искусством, воспитывает художественное восприятие ценностей культуры. Яркость, образность, выразительность народных художественных промыслов способствуют положительному и эмоциональному отношению воспитанников к ремесленникам, к природе и к искусству.

Эффективность воспитательных возможностей предметов русской народной культуры определяется их нравственным содержанием, социально-психологическими воздействием, способностью влиять на чувственный мир ребенка, что способствует в дальнейшем оправданию тех требований и ожиданий, которые ему предъявляет общество.

Литература:

  1. Волкова Е. В. Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с русским народным промыслом — «Гжель» // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. — С. 248–251.
  2. Забельская Т. В. Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 2013. № 1(25). — С. 165–171.
  3. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М., 2005.
  4. Пазникова З. И. Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства // Вестник Бурятского государственного университета, 2011. № 1. — С. 115–119.
Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, декоративно-прикладное искусство, занятие, Дымковская игрушка, Гжель, декоративное рисование, знание воспитанников, национальная культура, пространственное мышление, русская народная культура.

Похожие статьи

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Роль русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии детей

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Роль русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии детей

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос