Культура русского народа — это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность [2]. Культура эта проявляется во всем — в устном и литературном творчестве, в музыке, в архитектуре, одежде, бытовых и ритуальных предметах. Явления материального мира, связанные с русской народной культурой, отражают мировоззрение народа через форму и украшение этих предметов, так как народ всегда стремился украсить даже самые повседневные предметы — ложку, полотенце, прялку. Орнаменты, наносимые на всевозможные поверхности, не только служили украшением, но и несли сакральный смысл — защищали, оберегали, заговаривали на удачу. Как отмечает В. И. Ивановская, растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе основы мироздания [4].
Сложно встретить хоть одного жителя России, который хоть раз в жизни не встречал всемирно известные образцы русских узоров — хохлому, гжель и городецкую роспись на образцах посуды, семеновскую роспись на матрешках, знаменитые жостовские подносы, павлопосадские шали, дымковские игрушки… Каждый русский узор прочно вошел в золотой фонд не только российской, но и мировой культуры, они традиционно приковывают внимание, легко узнаются и россиянами, и иностранцами. При этом каждый вид узора уникален, со своими особенными отличительными чертами, со своей удивительной историей и со своей отличительной цветовой палитрой [3].
Русские узоры нашли свое воплощение в росписи предметов бытового обихода и декоративных, резьбе по дереву, вышивке. Узоры были связаны с типом росписи — сюжетным или орнаментальным, подразделялись на традиционные, которые выполнялись деревенскими мастерами, чаще по шаблону, отличались простотой и лаконичностью, и на авторские, которые характеризуются большим профессионализмом исполнителей, производились чаще в городской среде.
Невозможно представить себе знакомство дошкольников с народной культурой без ознакомления с русскими узорами. Это знакомство реализуется в двух плоскостях — с одной стороны, это познавательная деятельность, с другой стороны — художественно-эстетическое воспитание. Роспись является едва ли не одним из древних видов искусства. Человек издавна старался украсить свое жилище, и делал он это с помощью материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками: дерево, глина и т. д. [1]. В росписи он при этом не только «стремился к прекрасному», но и выражал свое мировоззрение, отражал явления окружающей природы, процессы своей трудовой деятельности, быт. Как отмечает Т. В. Харенко, народное декоративное искусство именно потому доступно восприятию дошкольников, что включает в себя понятное конкретное содержание, раскрывает красоту предметов и мира вокруг [5].
Знакомство дошкольников с загадками и тайнами русских узоров (например, почему в Мезенской росписи используют только два цвета — черный и красный, а в Гжели — только синий) необходимо организовывать в двух плоскостях: знакомство с теорией и практика. Практика подразумевает обучение рисовать элементы разных видов народной росписи, сначала на бумаге, затем на объемных предметах.
Что касается теории, задача педагога — создать соответствующую среду и атмосферу, чтобы заинтересовать детей изучением русского народного декоративно-прикладного искусства. Для этого можно создавать выставки соответствующих предметов (привлекая родителей к их сбору), если это невозможно — виртуальные выставки, фотовыставки. Выставки могут быть посвящены как одному виду росписи, так и нескольким. В первом случае, проводя экскурсию по выставки, необходимо привлекать внимание дошкольников к особенностям, характеризующим этот вид росписи. Можно включить соревновательный элемент (если позволяет возраст воспитанников), мотивируя их называть те характерные черты узоров и росписи, которые они заметили. Это будет работать на развитие внимательности и памяти.
В случае, если на выставке собраны образцы с разными узорами и росписями, педагогу целесообразно проводить знакомство с ними, обращая внимание сначала на уникальные для каждого вида росписи черты, а затем мотивируя дошкольников искать общие или объединяющие признаки (например, у хохломской и мезенской росписи общими являются использование черного и красного цвета, у гжельской и дулевской росписи — розы-агашки и т. п.).
Важно знакомить не только с образцами народных промыслов, но и с их историей, а также особенностями производства — какой материал использует, каким образом он расписывается, какие краски используются, как они закрепляются. Говоря непосредственно об узорах и приемах росписи, имеет смысл использовать заранее приготовленный материал с образцами такой росписи, представленными в порядке усложнения. В промежутках между занятиями можно предложить воспитанникам раскраски по мотивам изучаемых образцов для закрепления знания цветовой палитры того или иного промысла.
Знакомство с русскими узорами как образцами народных промыслов и обучение их рисованию решает ряд немаловажных задач:
– формирует эмоциональное отношение к народному декоративно-прикладному искусству и тем самым к народной культуре, так как народная роспись отличается ярким позитивным колоритом, простыми, легко доступными для понимания сюжетами;
– учит понимать смыслы, заложенные в народных узорах и орнаментах;
– формирует общекультурные компетенции: умение различать стили наиболее распространенных видов народной росписи — Гжель, Хохлома, Жостово, Городец и т. д.;
– развивает внимание, аналитические способности (умение вычленить характерные особенности — традиционные элементы росписи, колорит, композиция);
– знакомит с такими явлениями ДПИ как симметрия, соразмерность элементов, раппорт, мотив;
– учит воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства [2];
– развивает изобразительные навыки — умение выстроить композицию, цветовое решение, создать или повторить орнамент на бумаге и объемных предметах [1];
– может служить при должной организации средством подготовки руки к письму, развитию потенциальных навыков каллиграфии;
– формирует эстетический вкус;
– в доступной форме знакомит с нравами и обычаями русского народа [1].
Как подчеркивает Т. В. Харенко, задача грамотного, заинтересованного в эстетическом и творческом развитии воспитанников педагога — пробудить интерес у каждого ребенка к предметам декоративно-прикладного искусства, желание видеть и «переживать» прекрасное, замечать разнообразие форм, цветовых сочетаний, обрести духовность [5].
Знакомство с русскими узорами и их секретами целесообразно проводить комплексно, в виде проекта (краткосрочного или долгосрочного — на усмотрение педагога). При реализации проекта можно использовать такие приемы как
уже упомянутый показ образцов (в виде выставки или самостоятельно);
– проведение тематических мероприятий (например, «Ярмарка Хохломы», это может быть даже небольшой праздник, приуроченный к какой-либо дате в народном календаре);
– цикл занятий изобразительной деятельностью, направленный на знакомство с основными приемами народной росписи и их отработку;
– НОД литературно-художественной направленности для знакомства с местным фольклором, характерным для региона происхождения традиционной росписи;
– упражнения в выкладывании узоров и орнамента в дидактических упражнениях «Выложи на подносе», «Разложи на места», «Подбери элементы узора» и т. д. [5].
Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством в формате ознакомления традиционными русскими узорами и росписями — несомненно, важный элемент этико-эстетического развития воспитанников. Традиционные русские росписи — ярки, эмоциональны, понятны для восприятия, при этом являются образцами художественного вкуса и стиля, выработанного мастерами прошлого и настоящего.
Литература:
- Ашурова, С. А. Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста / С. А. Ашурова // Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном мире: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции: Ахматовские чтения, Коломна, 24 апреля 2017 года / Под редакцией А. В. Лексиной, А. В. Леоновой. — Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2017. — С. 36–41.
- Золотухина, И. П. Художественные промыслы как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой русского народа / И. П. Золотухина, М. П. Райкова // Инновационные технологии в образовании и науке: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Чебоксары, 07 мая 2017 года / Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. Том 1. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. — С. 80–82.
- Новикова, П. А. Русские традиционные узоры как неисчерпаемый источник сохранения культуры и развития современного искусства / П. А. Новикова // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова, посвященная 300-летию Российской академии наук: Национальная конференция с международным участием, Белгород, 18–20 мая 2022 года. Том Часть 19. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2022. — С. 38–43.
- Русские орнаменты. Сост. В. И. Ивановская. М.: «В. Шевчук», 2006. — 224 с.
- Харенко, Т. В. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству России / Т. В. Харенко // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей: Материалы II Международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах, Донецк, 18 октября — 20 2021 года. Том 4. Часть 2. — Донецк: Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», 2021. — С. 223–225.