Развитие творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Храмова, А. А. Развитие творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства / А. А. Храмова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14959/ (дата обращения: 22.12.2024).



Встатье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт предметно-развивающей среды, непосредственной образовательной деятельности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: творческие способности, декоративно-прикладное искусство, предметно-развивающая среда, непосредственная образовательная деятельность.

The article presents the project scope on the development of preschoolers’ creative abilities by means of familiarization with the decorative and applied arts. The experience of the subject-developing environment, direct educational activities by means of decorative and applied arts is presented. The article is addressed to educators, methodologists of preschool educational institutions.

Keywords: creative abilities, decorative and applied arts, subject-developing environment, direct educational activities.

В соответствии с Приказом № 1155 от 17.11.2013 Минобрнауки России был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (ДО), который вступил в силу с 1 января 2014 года. Настоящий ФГОС ДО (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к организации дошкольного образования. Одной из его главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [2].

Для развития творческих способностей у дошкольников нередко в дошкольном образовательном учреждении используют народное декоративно-прикладное искусство. Когда говорят о народном декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, — это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников-творцов из народа.

Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю, развивают творческие способности детей. Для проявления творческой активности детей дошкольного возраста в групповой комнате можно создать небольшой творческий центр, в котором будут находиться: открытый стеллаж для красивых вещей и изделий народного декоративно-прикладного искусства, шкаф для изобразительных материалов, дидактических игр, литературы который доступен детям, мольберт, магнитная доска, доска для рисования маркером и мелом.

Предметная среда групповой комнаты детского сада позволит сформировать у детей стремление узнать новое, привлечь внимание к народному декоративно-прикладному искусству. Очень важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с предметами народного декоративно-прикладного искусства: скульптурой, народными куклами, посудой, материалом, который используется для изготовления данных предметов. Такое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства сопровождается положительными эмоциями и развивает познавательный интерес у детей, так как воспитанники могут потрогать их руками, неоднократно возвращаясь к тому, что их заинтересовало [1].

Развитие творческих способностей у детей развиваются, когда им постоянно доступны материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти и т. д.; гуашь для самостоятельной деятельности; пластилин в наборах с досками стеками и другим необходимым материалом.

В дошкольном образовательном учреждении, в специально отведенном помещении, можно организовать мини-музей народного творчества, посещая который, дети могут более углубленно знакомиться с изделиями народных художественных промыслов, узнать символику русского народного декоративно-прикладного искусства. В мини-музее можно представить коллекции русских народных костюмов, головных уборов, глиняной посуды, народной игрушки, изделий из соломы, тканые изделия, вышивка, предметы быта и т. д., которые воспитанники создали своими руками.

В музейной комнате также важно использовать видео и аудио технику, тем самым воспитатели могут использовать аудиозаписи для пассивного слушания произведений народного творчество, включать спокойную музыку или прослушивать литературные произведения; организовывать просмотр тематических видеофильмов [3].

Для организации непосредственной образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством можно изготовить демонстрационный и практический материал. Подобрать дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Подготовить художественный материал для творчества (глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги и т. д.), различный иллюстрированный материал. Прибрести подлинные изделия народного декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации творческого замысла [1].

Всю работу необходимо построить так, чтобы развитие творческих способностей ребенка было действительно гармоничным. Формы организации непосредственной образовательной деятельности можно выбрать различные: путешествия (изготовление карты путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в мини-музей, художественный музей, превращение в мастеров художников, гончаров и т. д.

При четко организованном взаимодействии детей и воспитателей творческие способности воспитанников при применении декоративно-прикладного искусства могут развиваться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Знакомя детей с народным декоративно-прикладным искусством, нельзя забывать и про применение в работе всех видов народного фольклора: песни, пословицы, поговорки, потешки, колядки, хороводы, игры, считалки, частушки, дразнилки. Слушая, исполняя, заучивая произведения народного творчества дети эмоционально, чувственно воспринимают содержание произведений, сравнивают с тем, что они видели, что рисовали, лепили [3].

У ребят мало возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством — подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д., поэтому цель воспитателя состоит в том, чтобы подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников, считается интеграция. Под этим термином воспринимается более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах изобразительной деятельности.

Интеграция разных видов деятельности для развития творческих способностей объясняется возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах декоративно-прикладного искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения. Важно при этом выбрать такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет проявлять воображение, фантазию, вызывает творческую активность. Интеграция позволяет варьировать формы работы с детьми (свободная самостоятельная деятельность, прогулка, кружковые, студийные и др.) и методы организации работы (вся группа, подгруппы, индивидуально) [3].

Используя интегративный подход в развитии творческих способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного искусства появляются возможности: для расширения ассоциативных связей; для творческого осмысления темы; для наиболее полного её отражения с помощью средств выразительности специфичных для проявления творчества; обеспечило глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком созданных образов.

Итоги изученной темы по развитию творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства, позволяют сделать выводы о том, что внедрение данного процесса в образовательную деятельность может сказаться благоприятным образом для воспитанников, проявлению интереса к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения.

Литература:

  1. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. Издательство: Феникс, 2007 г., 380 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.
  3. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, 2015 г., 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): народное декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, ребенок, непосредственная образовательная деятельность, изделие, народное творчество, развитие, групповая комната, детский сад, дошкольное образование.

Похожие статьи

Роль конструирования в приобщении младших школьников к народному прикладному творчеству

В статье представлена точка зрения на приобщение младших школьников к народному прикладному творчеству средствами конструирования. В работе рассматривается суть конструктивной деятельности, прослеживается ее связь с народным прикладным творчеством, о...

Содержание и формы организации воспитательной работы по декоративно-прикладному искусству

В статье рассматриваются взаимодействие формы и содержания воспитательного процесса, свойства организации работы по декоративно-прикладному искусству, аспекты взаимодействия художественной деятельности и их влияния на развитие творческих способностей...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...

Здоровый образ жизни дошкольников через организацию культуры питания в ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач формирования здорового образа жизни и полезных привычек дошкольников через организацию культуры питания в ДОО. Также отображена...

Приобщение детей к русской народной культуре с помощью культурно-досуговой деятельности

В статье рассмотрены основные тенденции и направления использования приёмов народной педагогики и форм культурно-досуговой деятельности для приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Представлен личный опыт ведения культурно-д...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству

В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...

Похожие статьи

Роль конструирования в приобщении младших школьников к народному прикладному творчеству

В статье представлена точка зрения на приобщение младших школьников к народному прикладному творчеству средствами конструирования. В работе рассматривается суть конструктивной деятельности, прослеживается ее связь с народным прикладным творчеством, о...

Содержание и формы организации воспитательной работы по декоративно-прикладному искусству

В статье рассматриваются взаимодействие формы и содержания воспитательного процесса, свойства организации работы по декоративно-прикладному искусству, аспекты взаимодействия художественной деятельности и их влияния на развитие творческих способностей...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...

Здоровый образ жизни дошкольников через организацию культуры питания в ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач формирования здорового образа жизни и полезных привычек дошкольников через организацию культуры питания в ДОО. Также отображена...

Приобщение детей к русской народной культуре с помощью культурно-досуговой деятельности

В статье рассмотрены основные тенденции и направления использования приёмов народной педагогики и форм культурно-досуговой деятельности для приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Представлен личный опыт ведения культурно-д...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству

В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...