Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства
Авторы: Петрова Любовь Михайловна, Бодрова Людмила Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 23.10.2020
Статья просмотрена: 76 раз
Библиографическое описание:
Петрова, Л. М. Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства / Л. М. Петрова, Л. М. Бодрова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16101/ (дата обращения: 21.11.2024).
Каждое поколение приносит в судьбу человечества что-то свое, что-то качественно новое, то, чего раньше не было. Чтобы мир развивался, чтобы совершались открытия мирового значения, вкус к открытиям подрастающее поколение должно почувствовать уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно выпускать из своих стен людей, способных по-новому взглянуть на хорошо известное, людей, которым присущи нешаблонность, неординарность мышления.
Люди, занимающиеся творчеством: изобретатели, ученые — давно поняли, что одна из главных опасностей, мешающая появлению новой идеи — это инерция мышления. При решении любой проблемы в нашем сознании в первую очередь всплывают знакомые варианты решения, и они препятствуют появлению нового, необычного, оригинального. Поэтому очень важно уделять внимание развитию творческого мышления у детей дошкольного возраста.
Под творческим мышлением мы понимаем, такое мышление, которое связанно с открытием или созданием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.
Главным условием развития творческого мышления у дошкольника является позиция взрослого, которая имеет в каждый возрастной период свою специфику. В дошкольном возрасте, главное — научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки к экспериментированию, что способствует формированию самостоятельности мышления, пытливости ума [1].
Анализ литературы показал, что одним из действенных средств развития творческого мышления детей признано декоративно-прикладное творчество. Вообще народное искусство — это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. В народном декоративно-прикладном творчестве скрыт мощнейший источник психического развития ребенка, его становления не только как созидателя, но и как творца, автора произведений искусства.
В народном декоративном творчестве нет ничего лишнего, в нем сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы лаконично и выразительно. Настоящее народное искусство отличается особой простотой и выразительностью. Поэтому оно понятно и доступно даже самым маленьким — дошкольникам. Предметы народного декоративного творчества отличаются красочностью и яркостью. Особая насыщенность цвета и смелые контрастные цветовые сочетания, характерны для большинства народных росписей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей дошкольного возраста является создание условий, которые способствуют формированию творческого мышления в процессе ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством [3].
Во-первых, это создание эмоционально-благополучной атмосферы, т. е. не допускать отрицательной оценки творческих попыток ребенка; помочь ребенку справится с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска; ценить в ребенке творческую личность, находить слова поддержки для новых творческих начинаний дошкольников.
Во-вторых, необходимо создание и обогащение предметно-развивающей среды в групповой комнате. Так как она способствует накоплению опыта для создания неповторимых продуктов деятельности.
В-третьих, обогащение опыта ребенка, для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности, через ознакомление с особенностями народного декоративно-прикладного искусства; использовать различные задания и упражнения, которые направленные на развитие креативности, инициативности и самостоятельности детей в продуктивной деятельности.
В-четвертых, необходимо предоставлять дошкольнику свободу выбора деятельности и способов, чередования дел и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Для получения положительного результата по развитию творческого мышления у старших дошкольников, мы постарались систематизировать материал по декоративно-прикладному искусству. Были распределены темы занятий по видам декоративно-прикладного искусства. В начале работы, была организована образовательная деятельность по ознакомлению с народными промыслами, затем практическая деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков декоративного рисования.
Нами был разработан проект «Умелые ручки», который состоял из 5 взаимосвязанных блоков: 1 блок — организация непосредственно организованной деятельности; 2 блок — работа вне занятий; 3 блок — художественно-развивающие игры; 4 блок — задания на развитие нестандартного и оригинального решения и 5 блок — работа с родителями.
Для ознакомления детей с национальной культурой проводились беседы, благодаря которым у детей сложилось общее представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Так беседа «Волшебный мир ремесел» познакомила детей с историей народных промыслов, с изготовлением предметов народного творчества, характером росписи, цветовым колоритом — все это вызвало интерес детей к народному искусству.
Виртуальная экскурсия на тему «Гжель» продолжила знакомство с народными промыслами, показала разнообразие предметов народного творчества, вызвала интерес к предметам декоративного искусства.
Расширяя представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного творчества, была проведена образовательная деятельность-путешествие «В гостях у народных мастеров…». Данная образовательная деятельность позволила развить у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, совершенствовать умение при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчества, фантазии.
Воспитывая интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, была использована в работе мультимедийная презентация «В гостях у народных мастеров». Организована выставка изделий Хохломы, Гжели, Дымково, использовались картины и иллюстрации. В ходе наблюдения постарались сформировать у детей мыслительные операции, (подумай и выдели цвет, который художники Гжели используют в рисунках, назови узоры) развить творческое мышление (Какими бы узорами ты украсил дымковского козлика), учили логически мыслить (как ты думаешь, красиво ли будет смотреться кувшин украшенный узором дымки, предложи вариант своего узора) [2].
Таким образом, данный проект позволил уделить внимание формированию у старших дошкольников оригинальности, нестандартности, гибкости мышления. Организуя работу по формированию творческого мышления посредством декоративно-прикладного искусства,систематизировав материал и разделив на последовательные этапы работы, а так же добиваясь выполнения этой работы, были достигнуты положительные результаты. У старших дошкольников формируется творческое мышление; умение рассуждать, высказывать свое мнение; формируется художественный вкус и т. д.
Проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно, формирование творческого мышления в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством проходить эффективно при соблюдении следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; ознакомление детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства; использование в работе с детьми заданий, направленных на развитие креативности, инициативности и самостоятельности детей в продуктивной деятельности; создание предметно-развивающей среды для развития творческого мышления.
Литература:
- Белова, Е. С. Исследование особенностей развития творческого мышления у детей 5–6 лет /Е. С. Белова //Школа здоровья. -2010. — № 1. — С.8–11.
- Вершинина, Н. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства /Н. Вершинина //Дошкольное воспитание — 2014. — № 6. — С.43–52.
- Соломенникова, О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством /О. Соломенникова //Дошкольное воспитание. —2004. — № 9 — С.42–45.
- Тихонова, О. Декоративное рисование в детском саду /О. Тихонова //Дошкольное воспитание — 2014. — № 2. — С. 109–112.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр Академия, 2006. — 336с.
- Пономаренко А. Упражнения для развития творческого мышления. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: http://adalin.mospsy.ru/l_01_01.shtml (дата обращения: 07.13.2017).