В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Ключевые слова: ребенок, творческое мышление, работа, дивергентное мышление, старший дошкольный возраст, творческий потенциал.
Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал [5].
Творческое начало особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет и, если в этот период дивергентное (творческое) мышление специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [1]. Поэтому задача педагога-психолога создать условия для успешного развития нестандартного мышления.
Развитие дивергентных свойств мышления у дошкольников наиболее успешно происходит при применении нетрадиционных техник и методик изображения. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощущать незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. По рисункам детей можно судить какие эмоции они испытывают.
В связи с этим появилась необходимость в разработке инновационной программы занятий, целью которых было бы развитие дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Программа состоит из серии заданий, предназначенных как для развития общих свойств мышления, так и для развития дивергентных мыслительных способностей.
Дивергентное мышление — это вид мышления, который характеризуется разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и большей свободой в решении проблемы [1].
Такой способ мышления характеризуется следующими основными особенностями:
– беглость — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);
– гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей;
– оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи;
– способность к детальной разработке идеи — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [1].
Задача педагога-психолога при реализации данной программы: создать условия для проявления творчества у дошкольников, при этом использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение. Позиция взрослого — недирективная, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения.
Основные формы работы с дошкольниками: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм.
Каждое занятие всегда начинается с ритуала приветствия. Далее дошкольникам предлагаются упражнения-разминки, которые активизируют творческую мозговую деятельность. В качестве разминок детям можно предложить, например, такие как: «На что похоже твое настроение?», «Фантастическое растение», «Что было бы если…» и др.
Перед выполнением практического задания необходимо познакомить детей с нестандартной техникой изображения, продемонстрировать способы ее использования, провести дискуссию. Детям предлагаются такие практические задания, например, как: «Придумай животное», «Мыльные фантазии», «Волшебство на тарелочках» и др. Во время занятий необходимо напоминать детям, чтобы они старались не повторять работы друг друга, а придумывать свои собственные уникальные идеи и детально их прорабатывать, придумывать свой стиль исполнения данной техники.
Дети знакомятся и обучаются таким нестандартным техникам изображения как: «кляксография с ниточкой», «музыкальное рисование», «пуантилизм», «граттаж», «пластилинографии», «эбру» и др. [2].
По окончанию выполнения практического здания необходимо вывесить работы на доску, для того, чтоб дети смогли их рассмотреть, сравнить и рассказать о своей. Для того чтобы знания и опыт детей в рамках данной техники еще больше обогатить, можно продемонстрировать на интерактивном оборудовании работы других детей и педагогов.
После проводится подвижная игра или психогимнастика, например: «Изобрази профессию», «Угадай по голосу», «Танец трех движений» и др. [3].
В конце занятия необходимо провести с детьми рефлексию и ритуал прощания «Башня дружбы из рук».
Апробировала данную программу в МДОУ д/с № 105 «Мальвина» города Волжского, с условием ее модифицикации, на протяжении 6 лет. Результатом моей работы со старшими дошкольниками явилась положительная динамика в развития вербального и образного творческого мышления, которое диагностировалось в начале и в конце учебного года. В качестве диагностики креативного мышления выступили тесты Е. Е. Туник «Словесная ассоциация» и «Эскизы» [4]. Данные моего исследования вербального творческого мышления за 2018–2019 учебный год приведены в баллах на рис. 1.
Рис. 1. Вербальное творческое мышление «Словесная ассоциация»: октябрь 2018 -май 2019
Результаты диагностики образного творческого мышления за тот же учебный год представлены на рис. 2.
Рис. 2. Образное творческое мышление «Эскизы»: октябрь 2018 -май 2019
Таким образом, использование нетрадиционных техник и приемов изображения, позволили раскрыть творческий потенциал каждого ребенка и благоприятно влиять на процесс формирования творческого мышления. Дети познакомились и обучились нетрадиционным техникам рисования, научились понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов, получили возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами рисования. Так же у них повысился уровень самостоятельности, инициативности, активности, развилось творческое воображение, и дети испытали чувства удовлетворения и гордости за созданные ими практические работы, что, несомненно, повысило их самооценку. Еще дети научились нестандартно мыслить, придумывать оригинальные идеи, стали более открытыми для общения, появилась большая уверенность в своих силах, развилось чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности, улучшилась мелкая моторика рук, внимание, речь, память. Работы детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными, чем было в начале учебного года.
У дошкольников сформировался интерес к итогам своей работы, появилось желание в следующий раз сделать свою работу более интересной, непохожей на другие. Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их, придумывать названия для своих работ, сочинять сказки и истории, применять различные приемы для сочинения, решения творческой задачи, самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.
Так же научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвовали в коллективной работе и добивались определённых результатов.
Наблюдая за поведением детей на занятиях, заметила, что дети получали чувство удовлетворения, радости, отвлекались от грустных мыслей, обид, печальных событий, что обеспечило психологическую разгрузку. В результате уходила тревожность, страх, угнетенное состояние, а появлялось спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.
Программу «Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения» считаю актуальной в наши дни, т. к. своевременное системное развитие творческого мышления будет служить основой будущего профессионального успеха и личного благополучия детей.
Литература:
- Гатанов, Ю. Б. Курс развития творческого мышления. «Иматон» для детей 5–8 лет. Санкт-Петербург, 1999. — 59 с.
- Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. — Ч. I и II. — 112 с.
- Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей, популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 208с.
- Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. –44 с., илл.
- Электронная библиотека диссертаций (https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kreativnosti-u-starshikh-shkolnikov-v-vospitatelno-obrazovatelnom-protsesse-gim)