В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.
Ключевые слова: дивергентное мышление, электронные развивающие игры, старший дошкольный возраст, мышление, компьютерные технологии, развивающие игры, творческое мышление.
Жизнь современного дошкольника неразрывно связана с использованием различных компьютерных технологий, с каждым годом можно наблюдать знакомство детей с электронными играми все в более раннем возрасте. Существуют противоречивые взгляды на использование детьми дошкольного возраста компьютерных технологий, но очевидно одно — компьютеры и другие современные гаджеты очень прочно вошли в жизнь современного человека и дети здесь не исключение. И основной задачей в психолого-педагогической науке выступает сейчас поиск путей и методов конструктивного использования электронных (компьютерных) технологий в развитии основных психических и психологических процессов детей в рамках образовательного процесса.
Формировать дивергентное мышление необходимо посредством ведущей деятельности. В дошкольном возрасте таковой является игровая деятельность. Поэтому так важно с учетом психологических знаний и накопленного педагогического опыта проводить поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов использования потенциала компьютерных игр в развитии дивергентного мышления дошкольников.
Само понятие «дивергентное мышление» уходит своими корнями еще в 1959 год, и связано с именем американского психолога, создателя модели структуры интеллекта Джой Гилфорда. В своей работе он описывал дивергентное мышление как основу креативности, способности отказываться от стереотипного мышления. [1].
Основываясь на анализе существующих подходов к изучению дивергентности мышления, мы определили ее в рамках нашего исследования как когнитивную характеристику, отражающую качественные и процессуальные аспекты как мышления в целом, так и творческого мышления в частности. У детей дошкольного возраста формирование и развитие дивергентного мышления происходит через придание формы внутренней и внешней структуры мыслительных операций высшего уровня.
Развитие детей дошкольного возраста всегда неразрывно связано с их продуктивной игровой деятельностью, именно игра выступает мощнейшим механизмом полноценного формирования их личности. Современные дети все чаще играют в компьютерные игры. Поэтому очень важно направить их взаимодействие с новыми технологиями в кронструктивное русло.
Компьютерные игры достаточно специфичны и выступают в роли особого средства развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности, играя в электронные игры дети могут увидеть продукт своего воображения и реализовать свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не всегда могут проявиться [2].
Несмотря на достаточно глубокую проработку разнообразных аспектов дивергентного мышления и его развития у дошкольников, проблема электронных развивающих игр как средства развития дивергентного мышления у старших дошкольников, на наш взгляд, недостаточно исследована, что и обусловило выбор темы нашего исследования.
В рамках своего исследования мы предположили, что развитие дивергентного мышления у дошкольников становится более продуктивным в специально созданных условиях применения электронных развивающих игр. Для проверки данной гипотезы нами было организовано опытно-экспериментальное исследование данной развития дивергентного мышления в старшем дошкольном возрасте. В качестве методов исследования мы использовали теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, моделирование; сопоставление и обобщение исследований по проблематике) и практические (тестирование, опрос, беседа; диагностические методики изучения мышления дошкольников, математико-статические методы обработки результатов исследования).
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 81» г. Саранска Республики Мордовия. В исследовании принимали участие 45 детей в возрасте 6–7 лет, их родители (45 человек в возрасте от 24 до 46 лет) и 10 педагогов данного образовательного учреждения. Контрольная группа состояла из 22 человек, а экспериментальная из 23 человек.
Теоретический анализ литературных источников позволил нам определить следующие показатели дивергентного мышления: познавательная активность и любознательность; когнитивные факторы дивергентного мышления; творческая надситуативность, т. е. способность выйти из ситуации, мысленно построить новую; способность к экспериментированию с преобразующими объектами. Также были подобраны соответствующие методики для их выявления: методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич); тест дивергентного мышления Ф. Вильямса (модификация Е. Е. Туник); методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев); методика «Дощечка» (В. Синельников, В. Кудрявцев) [3, 4]. С помощью Шкалы Вильямса было получено экспертное мнение родителей дошкольников и педагогов образовательной организации об уровне креативности детей.
Результаты констатирующего этапа исследования, показали достаточно низкий уровень развития всех показателей дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Так низкий общий уровень дивергентного мышления, выявленный с помощью теста Ф. Вильямса, показали более 60 % дошкольников в каждой группе. Профили развития дивергентного мышления обеих групп представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Профили дивергентного мышления у дошкольников (среднее значение)
Уровень развития способности выйти из ситуации, мысленно построить новую у дошкольников также достаточно низкий, как и способности экспериментировать, о чем свидетельствуют результаты диагностики по методике «Как спасти зайку» В. Синельникова, В. Кудрявцева представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Уровень развития творческой надситуативности мышления
Уровень развития познавательной потребности в контрольной и экспериментальной группах имеет, в большинстве своем, среднее значение, т. е. у данных детей наблюдается потребность в знаниях, однако их интересует в основном поверхностная информация.
Родители и контрольной группы и экспериментальной, по результатам опроса, отмечают недостаточную развитость гибкости и оригинальности мышления у своих детей, при этом считают их любознательными и с хорошо развитым воображением. Они считают творчество своих детей несколько ограниченным и стандартным. Педагоги дошкольной образовательной организации в обеих группах выделяют любознательность своих воспитанников, беглость, продуктивность их мышления и разработанность. Они более объективны в оценке показателей дивергентного мышления детей.
Полученные данные подтвердили необходимость разработки программы «Развитие дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста», направленной на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков на основе самостоятельной мыслительной деятельности детей посредством использования электронных развивающих игр.
Разработанная программа быларассчитана на 72 календарных недели, и включает в себя 1 непосредственное образовательное занятие в неделю длительностью — 30 мин., 15 из которых дети непосредственно работают на компьютере. В рамках реализации программы дошкольники познакомились с такими типами электронных развивающих программам как: графические, текстовые и музыкальные редакторы; средовые конструкторы, включающие в себя функции пространственного перемещения персонажей и иных элементов на заднем фоне сцены; конструкторы сказок, сочетающие навыки графического и текстового редакторов для создания и воспроизведения иллюстрированных текстов.
Для проверки эффективности применения на практике программы «Развития дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста» мы провели повторную диагностику основных показателей дивергентного мышления у дошкольников в рамках контрольного этапа исследования. Результаты которого показали положительную динамику развития дивергентного мышления, способности к экспериментированию и творческому решению задач у детей из экспериментальной группы.
Уровень развития познавательной потребности в группах на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы несколько увеличился, при этом более значительными эти изменения оказались именно среди детей экспериментальной группы. В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем дивергентного мышления увеличился практически в четыре раза, такие дети при решении задачи, как правило, не останавливаются на одном способе или методе решения, а пытаются предложить еще несколько, пусть даже самых фантастических. Полученные результаты подтверждены критерием Т-Стьюдента для независимых выборок (для сравнения групп между контрольной и экспериментальной группами), а также критерием Т-Вилкоксона, который выявил значимые различия по показателям после проведения развивающей программы.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что целенаправленное формирование дивергентного мышления детей старшого дошкольного возраста должно основываться на развитии их познавательной мотивации, с использованием различных способов активизации мыслительной деятельности и включением в непосредственную образовательную деятельность старших дошкольников электронных развивающих игр, творческих заданий и упражнений.
Проведенное исследования позволило выделить важные условия развития дивергентного мышления старших дошкольников: обеспечение необходимого уровня освещенности в месте работы электронного устройства; ограничение работы с электронным устройством один раз в день и не чаще трех раз в неделю; ограничение непрерывной работы с компьютером 15 минутами с проведением гимнастики для глаз и профилактики общего утомления; использования детского экспериментирования в качестве основного средства направлении развития любознательности старших дошкольников; консультационная поддержка родителей в осуществлении обучения и воспитания детей дошкольного возраста; обеспечение организационно-методического сопровождения практической развивающей программы, также в рамках взаимодействия детей со сверстниками и родителями.
В представленном нами исследовании предлагается один из возможных подходов к проблеме развития дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста в контексте использования современных компьютерных технологий в учебном процессе дошкольного учреждения. Современные дошкольники требуют современных подходов к организации воспитательной и учебной деятельности и учета их актуальных интересов и возможностей, что открывает перед исследователями широкое поле для научных открытий и разработок в этой области. В качестве перспективы исследования следует отметить необходимость дальнейшей глубокой проработки вопросов, связанных с изучением потенциала электронной развивающей игры в рамках реализации не только интеллектуального развития, но и эстетического, нравственного воспитания современных дошкольников.
Литература:
- Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. − 2002. − № 11. − С. 32−38.
- Калмыкова Т. Ю. Значение и особенности компьютерных игр для дошкольников // Дошкольник РФ. — 2018. [Электронный ресурс]. http://doshkolnik.ru/ikt-deti/20260-znachenie-i-osobennosti-kompyuternyh-igr-dlya-doshkolnikov.html (дата обращения 02.12.2020).
- Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет. пособие для психологов и педагогов под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 180 с.
- Солохина Т. М. Семинар-практикум для педагогов «Развитие дивергентного мышления у дошкольников». Методическая разработка. — 2020. [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/22/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-razvitie-divergentnogo-myshleniya-u (дата обращения 02.12.2020).