В современном быстро развивающемся мире необходим человек, порождающий новые идеи, умеющий работать на результат, способный к достижениям, которые изменят жизнь к лучшему. То есть человек способный идти на разумный риск, готовый преодолевать препятствия и противостоять мнению окружающих. Все эти характеристики присущи людям с нестандартным мышлением. В психологии такой тип мышления называют дивергентным.
Выбор моего исследования обусловлен велением времени о необходимости развития творческого мышления учащихся. Кроме того, выявление учащихся с разным мышлением позволит мне дифференцировать процесс обучения. А значит, будет способствовать развитию учащихся.
Для исследования я выбрала учащихся 8G класса. Обучение в нашей школе начинается с 7 класса, поэтому с этими учениками я работаю второй год. Все они прошли конкурсный отбор. Однако результаты 7 класса уже в первой четверти прошлого года показали, что качество знаний учащихся этого класса значительно ниже, чем в других 7 классах.
Рис. 1. Сравнительная диаграмма качества знаний в 7 классах, 1 четверть
Моя задача, как и задача любого учителя, увидеть возможности каждого учащегося и создать условия для их развития. Поэтому мое знакомство с классом начинается с анализа результатов конкурсного отбора с целью определения способностей учащихся и дальнейшего наблюдения в течение первой четверти. Все это необходимо мне как учителю для того чтобы осуществлять дифференциацию материала урока, отобрать учащихся, которые будут олимпиадным резервом и начать с ними работу по углублению содержания.
Рис. 2. Результаты конкурсного отбора учащихся
Изучив психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме необходимо отметить, что многие авторы считают творчество производной интеллекта. Умение самостоятельно увидеть проблему, анализировать и переносить знания и умения в новую ситуацию — в этом и заключаются творческие способности личности. Вместе с тем, эти способности не бывают врожденными их можно и нужно развивать. О развитии дивергентного мышления можно судить по степени развития его показателей. Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:
1) беглость — способность генерировать большое количество идей;
2) оригинальность — нестандартный подход к решению проблемы;
3) гибкость — умение переключаться с одной проблемы на другую.
В результате анализа методик был выбран модифицированный тест Дж. Гилфорда на изучение творческого мышления. Ввиду того, что в изученных источниках нет информации о количественной интерпретации результатов, я воспользовалась сравнительным анализом. В исследуемой группе был выбран самый лучший результат, он был принят за 100 %, а все остальные показатели сравнивались с ним. Таким образом, осуществлялась оценка уровня развития дивергентного мышления в отдельно взятой группе учеников.
Рис. 3. Результаты диагностики
Из таблицы видно, что разница между самым высоким и самым низким показателем составила: беглость — 47 %, гибкость — 50 %, оригинальность — 42 %. Такой большой разрыв между показателями, безусловно, сказывается и на учебном процессе: ученики по-разному включаются в работу и скорость выполнения заданий у них очень разная. Если ученик А успевает выполнить задания на 100 %, то ученик С, при таких же условиях выполнит задания всего на 53,1 %. Это предположение подтверждают данные субтеста «Эскизы». Ученик А за отведенное время успел выполнить двадцать рисунков, тогда как ученик С только десять.
Рис. 4. Задание Эскизы Ученик А Рис. 5. Задание Эскизы Ученик С
На рисунке 4 представлены результаты субтеста «Эскизы» Ученика А. Ученик А предложил 8 рисунков, которые не встретились ни в одной другой работе. Например, катушка Тесла, магнит, шуруп, джойстик, дырка, пистолет. Были предложены рисунки из 7 предметных областей. Это говорит о высокой степени развития гибкости мышления. Ученик С создал только 10 рисунков за тот же промежуток времени. Если рассмотреть рисунки, то большинство из них — это животные. А оригинальный только один рисунок на выборку из 20 работ.
Сопоставительный анализ результатов теста по оценке способностей конкурсного отбора и результатов диагностики творческого мышления показал, что степень развития творческих и интеллектуальных способностей практически совпадают. Ученик А имеет один из лучших результатов, Ученик Б — средний и Ученик С так же имеет наименьший показатель. То есть, можно предположить, что учащиеся с высоким уровнем развития интеллекта, имеют высокий творческий потенциал. А значит, развитие дивергентного мышления может положительно влиять на развитие способностей учащихся и качество обучения в целом. Решение творческих задач поможет учащимся рассмотреть проблему с разных точек зрения путем выполнения операций сравнения, анализа, синтеза, индукции, дедукции и других и будет способствовать успешному усвоению материала за счет включенности каждого ученика.
Дальнейшую работу по развитию дивергентного мышления я строила на основе результатов проведенной диагностики и научно-методической литературы. Изучение различных источников показало, что существует много разработок освещающих аспекты измерения уровня развития дивергентного мышления, однако нет методических рекомендаций и заданий, адаптированных к предмету информатика.
Основной целью моего исследования является повышение уровня развития показателей дивергентного мышления учащихся в 8g классе путем решения творческих задач на уроках информатики. На каждом из серии уроков помимо учебных целей я ставила цель в рамках проведения исследования, соблюдая динамику их усложнения. Например, на первом уроке целью является развитие беглости мышления учащихся. То есть акцент делается на генерировании учащимися большого количества идей. На последующих уроках развиваются навыки гибкости и оригинальности мышления учащихся. Развитие творческого мышления тесно связано с активностью познавательных процессов, поэтому в каждом из серии последовательных уроков я предусмотрела формы работы, способствующие включению каждого ученика в процесс изучения нового материала.
Анализ существующих учебников по информатике и методической литературы показал, что в них не освещаются приемы решения творческих задач. Таким образом, еще одной задачей в процессе моего исследования стала разработка творческих заданий к урокам. Подбор таких заданий процесс трудоемкий и требует от учителя затрат большого количества времени.
В течение серии последовательных уроков я использовала творческие задачи по нарастающей сложности для развития параметров дивергентного мышления. Все задания не имели единственного правильного решения и требовали от учащихся творчески переработать информацию. Разные формы работы: групповая, парная, индивидуальная способствовали включенности всех учащихся. С целью дифференциации обучения были использованы разные стратегии: обогащения, ускорения, исследовательского обучения. Например, для Учащегося А были подобраны дополнительные задания. Очень часто Учащийся А выступал в роли эксперта, консультируя одноклассников. Роль лидера, эксперта способствует не только повышению самооценки, но и закреплению знаний. А для остальных ребят это служит стимулом, они тоже начинают «подтягиваться». Стратегия обогащения ориентирует на развитие умственных процессов. Например, при решении задач акцент делался на развитие умений выявлять проблему, анализировать варианты ее решения, оценить достоинства каждого варианта. Развитие этих умений связано с исследовательскими навыками, а значит, будет способствовать развитию дивергентного мышления. В работе над мини-проектами реализовала стратегию «исследовательского обучения». В ходе работы учащиеся берут инициативу по организации своей познавательной деятельности, выдвигают гипотезы, решают на практике проблемные ситуации, делают выводы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность. Это способствует развитию саморегуляции и творческой активности. Именно в процессе вовлечения ученика в исследовательскую работу происходит формирование творческих способностей, обеспечивается более высокий уровень системности знания. Кроме того, каждый учащийся выбирает интересную для него тему проекта. А создание нового программного продукта требует не только практических навыков работы в среде, но и неординарного мышления, терпения, целеустремленности.
С целью проверки гипотезы, что решение творческих задач на уроках информатики способствует развитию параметров дивергентного мышления учащихся, был проведен повторный замер этих параметров.
Рис. 6. Сравнительная таблица результатов диагностики
Анализ результатов диагностики свидетельствует о незначительном росте параметров дивергентного мышления учащихся: беглость на 0,31 %, гибкость на 1,57 %, оригинальность на 0,5 %.У наблюдаемых учащихся так же практически нет изменений в динамике. Это можно объяснить тем, что такие характеристики как беглость, гибкость и оригинальность невозможно развить за несколько уроков. Для этого требуется значительно больше времени. Вместе с тем наблюдается положительная динамика в качестве знаний учащихся. Если по результатам 1 полугодия было 43 %, то по окончании третьей четверти составило 84 %. Конечно, нельзя проводить прямые параллели между качеством знаний и положительной динамикой в развитии отдельных показателей дивергентного мышления. Так как на успеваемость учащихся влияет много факторов, вместе с тем нельзя отрицать и тот факт, что творческие задачи способствовали повышению познавательного интереса учащихся к предмету и как следствие повышению качества знаний. Об этом свидетельствуют рефлексивные листы учащихся, в которых они отмечают, что задания творческого характера им более интересны.
Результативность данного исследования определяется наличием не только положительной динамики развития параметров дивергентного мышления учащихся, но и положительной динамики качества знаний, результатов участия во внеурочной деятельности. Хочется отметить интерес, с которым учащиеся приходят на урок в ожидании чего-то нового. Таким образом, применение творческих задач способствует уровневой дифференциации и создает условия для обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. Каждый обучающий работает в своем темпе, повышается уровень познавательной самостоятельности. Я как учитель готовлю материал, который позволяет исключить возможность неучастия ребенка в деятельности. Учебная деятельность строится как движение от задачи к способу действия, а от него — к результату. Тогда у ученика возникает внутренняя мотивация к учению, активизирующая познавательную деятельность.
В ходе проведения исследования я столкнулась со следующими проблемами:
1) Учащиеся с высоким уровнем развития дивергентного мышления не всегда стремятся проявить себя.
2) Каждый из таких детей работает с опережением и требует своего индивидуального маршрута развития.
3) Ребенок с высоким уровнем развития дивергентного мышления не всегда имеет высокие показатели в учебе.
Положительная динамика результатов исследования, дает мне основание для его продолжения. Для решения намеченных проблем я планирую:
1. Продолжить дифференциацию заданий на уроке с целью включенности каждого учащегося
2. Разработать индивидуальный маршрут развития для учащихся с высоким уровнем развития дивергентного мышления;
3. Поиск новых стратегий и техник, направленных на развитие дивергентного мышления учащихся.
Литература:
- Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.
- Руководство для учителя. Второй (основной) уровень ТРИЗ — теория решения изобретательских задач http://4brain.ru/triz/
3. ПРЕобразовательный блог Тани Эмануэльhttp://emanuelt.ru/