Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр

Дошкольное образование
16.11.2018
1572
Поделиться
Библиографическое описание
Сокольникова, Н. М. Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр / Н. М. Сокольникова, С. В. Матухнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3632/.


Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В создании системы работы, построенной на основе комплексно-тематического подхода и направленной на формирование и развитие мыслительной деятельности.

Ключевые слова: система работы, мыслительная деятельность, игровые технологии, комплексный подход.

Проблема состояния мыслительной деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) является на сегодняшний день очень значимой. Ведь именно речь и мышление являются непременным условием развития всех остальных человеческих способностей. Логическое мышление у детей формируется к старшему дошкольному возрасту. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. В связи с этим, мы считаем необходимым осуществить подбор и комбинирование имеющихся в практике игровых технологий с целью создания системы интеллектуально-математических игр, направленных на формирование мыслительных процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в организации целенаправленной работы с использованием игровых технологий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) мыслительных процессов. В создании игровых ситуаций, стимулирующих развитие представлений у детей о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности.

Учитывая специфику данного возраста, мы делаем акцент на использование разнообразных наглядных и демонстрационных материалов в процессе игровой деятельности, которые будут способствовать наиболее успешному формированию мыслительных процессов у детей. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

В своей работе мы опирались на методические разработки и практический материал следующих авторов: Р. С. Немов, Е. В. Колесникова, З. А. Михайлова, М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.

Цель: подбор и систематизация интеллектуально-математических игр, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по организации работы с детьми с ТНР в процессе формирования мыслительных процессов.
  2. Подобрать диагностический материал, разработать диагностическую карту по данному разделу, осуществить диагностическую работу.
  3. Провести отбор и систематизацию игр и игровых упражнений по данному направлению и внедрить ее в работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
  4. Провести итоговый мониторинг по окончании формирующего этапа работы по формированию мыслительных процессов с целью отслеживания эффективности работы.

Детальное изучение психических особенностей детей старшего дошкольного возраста, а также анализ и обобщение научной и методической литературы, помогли выстроить систему развивающей работы по формированию мыслительных процессов дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Работа по данному направлению началась с подбора и изучения методической литературы. Были составлены диагностические карты обследования уровня сформированности мыслительных процессов для детей старшего дошкольного возраста, разработаны диагностические задания, критерии и показатели оценки умений детей.

Затем был проведен первоначальный мониторинг, который показал, что у детей недостаточно сформирована речемыслительная деятельность.

Высокий уровень в результате первоначальной диагностики показал один ребенок — 10 %, средний уровень — 20 %, а низкий уровень — 70 % детей.

Учитывая данные обследования, была осуществлена разработка развивающих мероприятий с детьми данного возраста. Проведена систематизация игр и игровых упражнений по комплексно-тематическому принципу. Составлен перспективный план работы на два учебных года, который включил в себя игры, игровые упражнения на формирование элементарных математических представлений.

Одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к обучению. В связи с этим педагогами ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Одной из таких форм является математическая игра. Для того, чтобы правильно и грамотно управлять детской игрой, была подобрана методика проведения математических игр.

Для развития интереса детей к элементарной математической деятельности и непосредственно формирования мышления детей были созданы определенные условия. Уголок занимательной математики «Для умников и умниц» тематически оснащен играми, пособиями и материалом математического содержания, к которым дети имеют свободный доступ. Эти игры способствовали развитию интереса детей к математике. Благодаря этой игротеке у детей воспитывается потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения играми.

Работа по решению поставленных задач велась поэтапно:

I этап — развитие у дошкольников психических процессов через использование математических игр;

II этап — развитие основных мыслительных операций через использование игр математического содержания;

В результате целенаправленной работы у детей повысился уровень сформированности мыслительных операций, уровень развития сенсорных и умственных способностей. Можно было наблюдать следующую динамику: высокий уровень сформированности мыслительных процессов увеличился по сравнению с первоначальным на 30 %, средний повысился с с 20 % до 60 %, низкого не стало вообще. Интеллектуальные игры математического содержания воспитывали у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. У них сформировалась способность к обобщению и классификации. Дети овладели умением группировать предметы по определенному признаку, свойству, назначению, сравнивать предметы по пространственным признакам, хорошо владеют количественными операциями. Дети умеют применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; умеют сравнивать предметы по величине, хорошо устанавливают логические связи и закономерности. Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) все дети знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Почти всем понятны способы использования логических игр и применение их на практике;

б) примерно 70 % детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;

в) дети достигают нужного результата;

г) работа по развитию мышления на основе логических игр принесла свои плоды: дети стали более активными и интеллектуальными.

Кроме того, данная деятельность оказала огромное положительное влияние на развитие речи ребенка: обогащение словаря, согласование слов в единственном и множественном числе, формулировка ответов полным предложением, логические рассуждения.

Таким образом, на основании данных мониторинга, полученных после проведенной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, можно говорить о том, что применение данной системы мероприятий оказывает положительное влияние на формирование у детей данной категории мыслительных процессов в процессе интеллектуально-математических игр.

Литература:

1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999

2. Венгер Л. А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка//Вопросы психологии. — 1983. — № 2.

3. Волонина В. В. Занимательная математика С-Петербург, 1996г.1

4. А. З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет» — М.,1996г.

5. Ковалев В. И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004г.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
система работы
мыслительная деятельность
игровые технологии
комплексный подход

Молодой учёный