Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 02.02.2021

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Срывкова, Л. В. Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников / Л. В. Срывкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/6022/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, ребенок, эмоциональный интеллект, игровая деятельность.

Слова о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, знакомы всем изучающим возрастную и педагогическую психологию. Педагоги активно используют на занятиях дидактические, подвижные игры, а также организуют в группах проведение сюжетно-ролевых игр.

В ходе игры дети обогащают свой социальный опыт, обучаются навыкам взаимодействия, развиваются духовно и физически, усваивают различные способы деятельности, развивают познавательные процессы. Конечно, педагог-психолог ДОУ в своей профессиональной деятельности решает все вышеперечисленные задачи воспитания и развития, используя различные технологии, включая игровую.

Однако одной из задач психолога, приобретающих всю большую актуальность, является развитие, а иногда и коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников. И эффективное решение этой задачи возможно через использование настольных психологических игр.

Социальные страхи и страх самовыражения очень часто сопровождают жизнь детей, серьезно усложняя им жизнь, мешая им полноценно развиваться и радоваться жизни. Страх негативной оценки со стороны окружающих, порицания, страх проявлять себя может порождать агрессивность, стремление нарушать правила, трудности коммуникации и провоцировать болезни. А так как ребенок во многом проживает свою жизнь в игре, взрослый предлагает ему включиться в игровую ситуацию и сам обязательно становится участником игры. Находясь в одном игровом пространстве, взрослый и ребенок погружаются в атмосферу игры и становятся игроками на равных, партнерами, которые понимают друг друга и которым комфортно вместе.

Игровое пространство игры «Опасности волшебного леса» О. В. Хухлаевой населяют Злюкодавы, Неправины, Поболтушки, Бояськины, Смехотуны. Они просят детей злиться, дурачиться, делать все наоборот, пугаться и пугать других, в общем, делать все то, что обычной жизни запрещается или, по крайней мере, не приветствуется. В игровой деятельности у детей появляется возможность эмоционально отреагировать и тем самым снять напряжение. Кроме того, дошкольники учатся регулировать свое поведение. Ведь нарушение правил и отказ от выполнения заданий не дают игроку двигаться по игровому полю и достичь цели игры.

Социальная настольная психологическая игра Гюнтера Хорна «Лепешка» — еще один инструмент, помогающий детям научиться осознавать и выражать свои чувства, а также защищать себя при помощи слов.

Игра проективная, позволяющая побывать в искусственно созданной сложной, опасной игровой ситуации, увидеть себя со стороны, изменить отношение к себе и к миру. Ценность этой игры заключается еще и в том, что она помогает детям научиться соблюдать правила, так как их несоблюдение в игре имеет для игрока крайне нежелательные последствия. С помощью игры дошкольники учатся не подавлять, не накапливать агрессию, а выражать ее приемлемыми способами, указывая не на партнера по игре, а на его фигурку.

Игра начинается с создания игроками игровых фишек. Дети лепят одноцветные фигурки из пластилина. И так как игра является проективной, выбранный цвет пластилина, а также персонажи, вылепленные детьми, отражают их индивидуально-личностные особенности.

В игре дети получают то, чего им не хватает в реальной жизни. Это проявление любых эмоций, получение опыта взаимодействия, не всегда приятного, но тем не менее безопасного, так как взаимодействуют в игре не сами люди, а персонажи. В ходе игры отрабатывается навык вежливых извинений, высказывания благодарности и просьбы о помощи, а также прорабатывается тема личных границ, безусловно являющаяся актуальной для многих взрослых.

Умение выдержать, дождаться своего хода учит ребенка и в жизни справляться с фрустрацией, учит задействовать все творческие ресурсы для выхода из сложной ситуации и перенести полученные навыки в жизнь.

Организуя игровое пространство для детей, педагог не берет на себя роль поучающего взрослого, а является человеком, понимающим и принимающим детские чувства.

Недостаточно один раз поиграть в «Лепешку». Игровые сеансы должны проходить еженедельно. Только тогда сформируется навык отреагирования агрессии, выработки стратегии поведения.

Игра полезна не только для отработки взаимодействия детей в коллективе сверстников, но и взаимодействия детей и родителей внутри семьи. Причем взрослым, играющим с детьми в «Лепешку», обязательно нужно действовать с «детской» позиции.

Развитие эмоционального интеллекта является целью еще одной игры под названием «Эмоционариум», автором которой является педагог и нейропсихолог Анна Гришина.

Одним из навыков, формирующих эмоциональный интеллект, является способность ориентироваться в собственных эмоциях, понимать свои чувства и эмоциональные реакции, а также понимать чувства и эмоции других людей. Также эмоциональный интеллект включает в себя способность управлять своими эмоциями и использовать знания об эмоциях в межличностном взаимодействии. Однако если ребенок не может ориентироваться в своих чувствах, не понимает их, он не может распознать эмоциональные состояния и других людей.

В соответствии с нормативами развития психических процессов ребенок уже в 3 года должен называть и узнавать по пиктограмме базовые эмоциональные состояния — радость, грусть, гнев, а к 5 годам список эмоциональных состояний, узнаваемых ребенком по пиктограммам, достигает уже 10.

Кроме того, ребенок 5–6 лет уже знает не менее 3 способов выражения и изменения освоенных им эмоциональных состояний.

«Эмоционариум» представляет собой набор карточек с рисунками (пиктограммами), изображающими эмоции. Игра будет полезна и интересна дошкольникам старшего возраста. Она расширяет представления детей об эмоциях, позволяет различать схожие эмоциональные состояния, различающиеся по степени проявления. Например: раздражение, возмущение, негодование, злость. Причем, карточки с рисунками, изображающими близкие эмоциональные состояния, имеют одинаковый цвет, что позволяет выделять их в группы.

Яркие красочные рисунки вызывают у детей эмоциональный отклик и желание включиться в игровую деятельность.

В ходе игры ребенок может с помощью мимики и жестов показывать выпавшую ему карточку с той или иной пиктограммой эмоции; сочинить историю, включающую слова, размещенные на каждой карточке, и передающие изображенное на рисунке эмоциональное состояние.

Настольные психологические игры помогают детям выплескивать агрессию в социально приемлемой форме. Дошкольники учатся управлять своими эмоциями, воспитывают волевые качества, вырабатывают навык разрешения конфликтных ситуаций. Кроме этого, развивается мелкая моторика, внимание, коммуникативные навыки.

Полученный в игре опыт переносится в реальную жизнь и демонстрируется дошкольниками в общении со взрослыми и сверстниками. В игре дети учатся преодолевать эгоцентризм, вместе с тем — осознавать и защищать свои личные границы.

Настольные психологические игры помогают гармонизировать отношения детей с родителями и друг с другом. Взрослым становится проще понять своих детей: их страхи, актуальные потребности, нереализованные желания. Между детьми и родителями значительно сокращается пропасть поколений.

Атмосфера игры для взрослых и детей привычна и безопасна. Она позволяет не только детям, но и взрослым раскрыться, проявить себя без угрозы авторитарного давления и страха непринятия.

В игре можно свободно выразить свои чувства и намерения, что очень важно для развития эмоционально-волевой сферы.

Литература:

  1. Гришина А. Эмоционариум. — СПб: ООО «Питер Класс», 2019.
  2. Гюнтер Хорн, Елизавета Хеллингер. Лепешка. Настольная психологическая игра. — М: Генезис, 2020.
  3. Хухлаева О. В. Опасности волшебного леса. Психологическая игра для работы со страхами. М: Генезис, 2020

Похожие статьи

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного ...

Похожие статьи

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного ...

Задать вопрос