Настольные психологические игры в работе школьного психолога
Авторы: Капридова Елена Александровна, Дёмина Лариса Викторовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 08.10.2018
Статья просмотрена: 1260 раз
Библиографическое описание:
Капридова, Е. А. Настольные психологические игры в работе школьного психолога / Е. А. Капридова, Л. В. Дёмина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3623/ (дата обращения: 26.12.2024).
О важности игры в жизни человека сказано немало. Наша статья посвящена практике использования настольных психологических игр в работе школьной психологической службы.
Чем является игра для детей?
Игра позволяет удовлетворить естественную потребность детей в сильных и целостных эмоциональных переживаниях, дают возможность отреагировать на различные волнения и трудности, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир (это особенно характерно для младших школьников).
Игра является безопасным пространством построения отношений с окружающими людьми. Она дает возможность «понарошку» пожить в отношениях, которые подросткам невероятно трудно осознавать, строить, изменять в реальной жизни (это актуально для учащихся средней школы, 11–14 лет).
Игра выступает как средство познания и развития. Она создает психологическую возможность понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны (это актуально для старшеклассников и взрослых людей).
При использовании игр создается обстановка, которая способствует созданию доверительных отношений между участниками в короткое время. Эмоциональная окрашенность, условность игры способствуют высокой степени открытости участников, обеспечивают чувство безопасности, а это означает, что у детей снижается тревожность, настороженность в общении с психологом.
Настольные психологические игры служат целям:
‒ Развития — с их помощью создаются условия для личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения. Благодаря игре закрепляются новые поведенческие навыки, способы взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
‒ Коррекции и терапии — создают условия для коррекции у школьников неадекватной самооценки, асоциального поведения, отклонений эмоционально -волевой сферы, конфликтности и агрессивности в общении, сплочения коллектива.
‒ Диагностики — через наблюдение ребенка в ситуациях игры, изучение его личностных особенностей, поведенческих стратегий, характера межличностных отношений, социального статуса в группе.
Так, в групповых занятиях с младшими школьниками мы используем игру «Опасности волшебного леса» (автор Хухлаева О. В.). Игровой процесс ориентирован на коррекцию различных страхов, деструктивного поведения, боязни самовыражения, демонстративности. Дети совершают путешествие по волшебному лесу, в котором хозяйничают шесть забавных гномов, задания которых нужно выполнять. Игрокам приходится злиться и ругаться; дурачиться и делать все наоборот; пугаться и пугать других; улыбаться и рассказывать истории; благодарить других игроков и говорить комплименты; смеяться и смешить партнеров по игре. В ходе игры ребенок идентифицируется со своими страхами, страхи становятся смешными и веселыми, у детей появляется возможность эмоционально отреагировать, снизить значимость пугающих событий.
Игра позволяет работать с агрессивным поведением, так как оно часто маскирует страхи. Страх смерти может вызвать агрессию защитную, которая выражается в стремлении драться, защищать свои границы и таким образом противостоять страху. Социальные страхи могут породить деструктивную агрессивность, неорганизованность и забывчивость, стремление нарушать правила, действуя напрямую или исподтишка. Боязнь самовыражения может приводить к демонстративной агрессивности, стремлению привлечь внимание любыми доступными способами, в том числе нарушениями социальных норм. Игра также способствует развитию фантазии, спонтанности, повышению уверенности в себе, оптимизации межличностных отношений, созданию хорошего настроения.
Дети играют в нее с большим удовольствием. Тревожные, застенчивые, напряженные ученики — после нескольких игровых туров начинают смелее общаться со взрослыми и одноклассниками, ярче и свободнее выражают эмоции. Активные дети, требующие постоянного внимания — становятся более терпеливыми, начинают обращать внимание на других участников игры, учатся слушать других.
В работе с учащимися начальной школы мы также используем игру «Остров детства» (автор Зинкевич-Евстигнеева Т., Данилова Н.). Игра носит развивающий характер, попутно реализуя функции коррекции и терапии эмоциональных нарушении (в особенности страха). Сюжет игры — путешествие для спасения волшебного острова, в ходе которого участники выполняют различные творческие задания, рисуют, придумывают талисманы, сочиняют стихи и истории. Игра позволяет объяснить ребёнку природу эмоциональных затруднений средствами сказкотерапии, обсудить способы и приемы саморегуляции, а также прекрасно развивает воображение, творческие способности, помогает формировать коммуникативные навыки. Для усиления терапевтического эффекта игры мы добавляем в нее различные арт-терапевтические техники, мотивы символдрамы.
Для групповой работы с учащимися средней школы мы используем известную социальную игру «Лепешка» (автор Г.Хорн). Цель игры — первым прийти к конечному пункту, на «Небо людей». Попасть туда можно только при помощи неповрежденной фигурки-фишки, которую участники игры лепят сами из пластилина. Лепка — важный момент самопрезентации и самоидентификации детей, тем самым они дают понять, какие у них желания и намерения. В ходе игры между участниками постоянно возникают отношения: от резко агрессивных, когда кого-то превращают в «лепешку», до благожелательных, когда играющие помогают друг другу. В игре отрабатывается опыт обвинений, извинений и умения просить помощь. Игроки учатся управлять своими эмоциями, проявлять агрессивность или обидчивость социально допустимым способом, делать выбор — в каких ситуациях необходимо уступить, а где — дать отпор. Также игра помогает осознать и проработать тему границ.
Интересно, как в ходе игры проявляются модели поведения участников, кому-то легко фантазировать и придумывать «обвинение», кто-то испытывает с этим большие трудности, копирует чужие стратегии, один с радостью «наказывает» чужие фишки, другой же предпочитает прощать всех попавших в его игровое поле. Самой ценной частью игры для нас был шеринг, где дети пробовали делиться своими переживаниями в процессе игры, ощущениями в разных ролях, мыслями о различии поведения «животного» и «человеческого».
Для индивидуальной и групповой работы со взрослыми и старшеклассниками мы также используем игровые платформы для метафорических карт «Полярная звезда», «Дорога к…», «Комод с секретами» (автор Ушакова Т. О.). Игровые платформы не являются настольными играми в чистом виде, хотя внешне они очень похожи, в них присутствует игровой компонент и атрибуты (поле, фишки). Но это скорее «игровые оболочки» для психологической работы. Платформы, в отличие от традиционных настольных игр, имеют гибкую систему правил, которые модифицируются по усмотрению ведущего. Их можно использовать для широкого спектра задач: осознания различных поведенческих стратегий, нахождения выхода из сложных, противоречивых ситуаций, принятие решения, повышения самооценки и других.
Платформы апробировались нами в разных возрастных группах: только для взрослых (в формате индивидуальных консультаций), в группе ровесников и смешанной детско-взрослой группе. Например, с платформой «Дорога к…» работали при обсуждения конфликтных отношений между одноклассницами. Платформа «Комод с секретами» позволила участникам смешанной группы глубже осознать свои цели, жизненные ценности и состояния. «Полярная звезда» использовалась в ситуации принятия решения во взрослом консультировании.
В нашей практике настольные психологические игры стали интересным инструментом для работы с разновозрастной аудиторией, среди преимуществ которого можно отметить следующие:
‒ игры помогают детям и взрослым обсуждать личные вопросы и проблемы;
‒ стимулируют и активизируют процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;
‒ атмосфера игры безопасна, дает возможность свободно выразить собственные чувства и намерения, проявить себя, учит осознавать свои и чужие границы;
‒ помогают проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию, способствуют формированию дружеской атмосферы в группе, развивают навыки взаимодействия и коммуникации;
‒ обсуждение игрового процесса является мостиком для установления контакта, доверительных отношений и последующей работы психолога с ребенком (взрослым).
Литература:
- Авдулова Т. А. — Психология игры. Современный подход. — М., «Академия», 2009.
- Азарова Т. В., Барчук О.И, Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е.Г, Пяткова О. М. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. Битяновой М. Р. — Санкт-Петербург, «Питер», 2008.
- Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. Учебник и практикум. — М., «Юрайт», 2017.