Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности
Автор: Маишева Виктория Павловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 17.10.2017
Статья просмотрена: 1441 раз
Библиографическое описание:
Маишева, В. П. Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности / В. П. Маишева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13112/ (дата обращения: 16.12.2024).
С. Я. Маршак писал в одном из своих стихотворений:
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?».
Поэт сумел показать один из главных пороков традиционного обучения. Построенное на сообщении новых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка, то, что заложено природой.
На современном этапе развития нашего общества педагоги ищут новые пути развития творческого воображения и мышления детей.
Противоречие заключается в том, что Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования определены умения детей:
‒ изобретать
‒ понимать и осваивать новое
‒ быть открытым и выражать собственные мысли
‒ принимать решения и помогать друг другу
‒ формулировать интересы и осознавать возможности,
а в детском саду недостаточное внимание уделяется развитию творческого потенциала детей и личностно-ориентированный подход на практике заменяется формальным отношением.
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной и зарубежной психологии и педагогики. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, выделил дивергентное мышление, свойственное творческим людям, люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Э. П. Торренс выделил компоненты творческих (креативных) способностей: творческое мышление, творческое воображение, которые в свою очередь имеют следующие характеристики: беглость, гибкость и оригинальность. [1,43]
В своих многолетних исследованиях О. М. Дьяченко изучала развитие воображения дошкольников. Она ввела термин «продуктивное воображение», выделила и описала этапы развития воображения у детей дошкольного возраста. Результаты ее исследований показали, что уровень развития продуктивного воображения, можно повысить путем специально организованного обучения, в основе которого лежит идея оптимального для каждого возраста средств воображения. [4,10]
Тема истории возникновения проектной деятельности столь обширна, что может быть темой другой статьи, стоит отметить, что она зародилась в первой трети двадцатого века, её основателем считают известного американского педагога и психолога Джона Дьюи. В России его идеи поддерживал и реализовывал в 1905 году Станислав Теофилович Шацкий вплоть до 30-х годов прошлого столетия.
Осмысление и применение этого метода в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая дает возможность эффективно решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект — это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и завершающийся созданием творческого продукта.
“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов. [2,9]
Чтобы эффективно применять технологию проектирования в работе с дошкольниками по развитию у них творческого мышления, были выделены некоторые условия, в которые следует создать для ребенка, чтобы пробудить желание решить проблему и которые должен соблюдать педагог.
— Осознание субъектной и объектной позиции ребенка.
Педагог должен организовывать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.
В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность может проявляться по-разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка. Нужно поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.
— Создание благоприятной психологической и исследовательской атмосферы в группе.
В группе должна быть создана такая предметно-развивающая среда, чтобы ребенок смог что-то исследовать, сравнивать, обобщать, спрашивать. Это, в первую очередь, исследовательские центры, мини — лаборатории, центры наблюдения за природой, которые помогают развивать познавательно-поисковую деятельность детей. У детей появляется масса проблемных вопросов, когда они, например, ухаживают за цветами: «Почему этот цветок любит солнце, а тот на солнышке засыхает?», «Почему один цветок любит, чтобы его землю рыхлили, а второй не терпит прикосновений?».
Непременным условием для развития творческих способностей и организации проектной деятельности является создание психологической атмосферы свободы и безопасности. Взрослый проявляет симпатию и теплоту к творческим опытам ребенка, он доброжелателен, избегает оценок, не критикует ребенка и его творческие продукты. Он постоянно обращает внимание детей на оригинальные идеи, удачные находки, принимает любой творческий продукт независимо от его качества. Он поощряет любые вопросы со стороны ребенка, пробуждает фантазию ребенка вопросами, имеющими множество ответов. Взрослый демонстрирует творческий стиль поведения, предлагает свои варианты решения задачи. [2,14]
Чтобы работать над проектом, следует придерживаться особых требований:
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими детьми.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы
- Каждый проект требует исследовательской работы детей, т. е. поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участникам проектной группы.
- Результатом проектной деятельности является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.
- Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, видим, что работа над всяким проектом есть ответ на вопрос пяти «П»: проблемы, планирования, поиска, проекта и презентации.
При работе над проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.
На первом этапе, педагог ставит проблему, намечает пути ее решения, а само решение и его поиск самостоятельно осуществляется детьми. На данном этапе важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужный материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности.
Для достижения этой задачи использовались наводящие вопросы: «Сможешь сделать как я?», «Что для этого тебе надо?» (оборудование, материалы), «Расскажи, что будешь делать?», «Где можно взять данные предметы?». Создание благоприятной психологической атмосферы способствует проявлению творческой активности и самостоятельности,
На втором этапе обучения, педагог только ставит проблему, а метод её решения дети ищут самостоятельно, стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач. В работе использовались:
‒ проблемные вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно это проверить?», «Что получиться, если…?»;
‒ вопросы, побуждающие к демонстрации и развитию беглости и оригинальности мышления, типа «Мозгового штурма»;
‒ создаются специальные условия для практики межличностного общения и сотрудничества;
‒ пополнение уголка новыми материалами и предметами;
‒ моделирование исследовательской деятельности взрослым — для развития навыков экспериментирования и активности у пассивных и застенчивых детей.
На третьем этапе обучения приходиться решать следующую задачу: как сделать, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности. Для этого использовались следующие методы и приемы:
‒ разработка карточек-символов, подсказывающих способы деятельности детей;
‒ презентация ребенком своей деятельности;
‒ изготовление карточек с символическим изображением задачи проекта;
‒ использование дневниковых записей с графическим описанием опытов.
Учитывая все вышеизложенное, можно отметить, что проектная деятельность помогает развить творческие способности. Ведь, воплощая проект, начинаем с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. Также, работа в режиме проектирования дает возможности взрослым участникам образовательного процесса для личностного роста.
Литература:
- Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24–36.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008
- Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. М., 2003.
- Попова Н. С., Тукаева И. А. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка. Ростов н/Д., 2009.