Современное общество ставит перед педагогом всё новые и новые задачи — повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Начав работать с детьми логопатами, изучив особенности этих детей (как психологические, так и особенности развития общего характера), выявила, что нарушения речевого развития влечёт за собой отклонения не только в речевых, но и в двигательных, психических сферах. Внимание детей неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети очень слабо ориентируются во времени и пространстве, отсутствует усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно, отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями. Большинство детей складывают изображение из готовых форм, рисовать отказываются без помощи взрослого. Воображение у детей отсутствует, поэтому на вопрос: на что похож круг?– затрудняются ответить. Таким детям нужен неоднократный показ, образец.
Анализируя всё это, я поняла, что нужен другой подход в изодеятельности, который будет отличаться от воспитания и развития детей общеобразовательных групп. Для себя определила позицию в общении с детьми: педагог-партнёр. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности. Поставила цель — помочь детям с нарушениями речи через изодеятельность решить проблемы, связанные с нарушением познавательных процессов, эмоционально — волевой сферы, сенсорики, моторики; вселить уверенность в себя и свои силы, зажечь огонёк радости от творчества. Речевое развитие происходит в процесс познания ребёнком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности воспитателей, логопеда, психолога, детей и родителей. Рисование — это и есть причастность автора к окружающему миру и к самому себе, это форма самовыражения. В ходе изодеятельности происходит развитие интеллекта, который растёт пропорционально получаемой информации; своевременное и полноценное психическое развитие, активно развивается речь. Разная техника изображения развивает различные части руки: предплечье, кисть, пальцы. По определению Сеченова: “Рука — это щупальцы мозга, это единственное место, где сконцентрированы все линии жизни и энергии”.
Я рассматриваю изодеятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребёнка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребёнок может легче выразить свою индивидуальность, чем вербальными средствами.
Основой моей работы является разработанный комплексно–тематический проект, получивший название “Мир вокруг нас”. Для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми определены следующие задачи.
1. Развивать содержательность и связность речи, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка, точно выражать свои мысли и чувства, развивать навыки общения.
2. Развивать познавательные процессы, образное мышление и предпосылки словесно-логического, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазию, воображение; формировать эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности.
3. Совершенствовать технические умения и навыки.
4. Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.
5. Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы.
Эти задачи я успешно решаю на занятиях по изодеятельности и на занятиях кружка “Весёлая клякса”. Для этого составила перспективные планы, в том числе и кружковой работы по возрастным группам, разработала конспекты занятий.
В своей работе по изодеятельности я сочетаю типовую программу “Воспитание и обучение в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой с элементами методики А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изодеятельности”. Мой девиз: “Можно говорить всё”. Дети раскрепощаются, говорят и придумывают, забывая о своих проблемах.
Принципы проведения занятий:
- От простого к сложному
- Оптимальное соотношение известного и неизвестного
- Вызвать интерес
- “Чтобы привычное представить крупным планом, надо обычное сделать странным”. Пит Хейн.
Оригинальность продукта детской деятельности — показатель творческого воображения. Ребёнок в рисунке нам рассказывает о себе и о том, что он видит, чувствует. Детям очень трудно рассказать о своём рисунке до того, как он взялся за кисть или карандаш, но по ходу рисования ребёнок обязательно перечислит всё, что появится на листе и расскажет по уже готовому рисунку, причём его рассказ по одному и тому же рисунку всякий раз обрастает новыми подробностями.
Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский обращали внимание на то, что детское творчество — это своеобразная, самобытная сфера духовной жизни. В детском рисунке происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка, раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу знакомые предметы и явления, они живут в этом мире красоты. Необходимо только дать простор для детской фантазии. Рисование нужно для того, чтобы ребёнок мог подолгу смотреть и видеть мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослых.
Новизна темы: Заключается в подборе нетрадиционных методов и приёмов, активизирующих творческое воображение дошкольников.
В группе созданы условия для изодеятельности. Есть несколько фланелеграфов, подобраны фигурки людей, животных, транспорта, птиц, природных явлений, сказочных персонажей и т. д. Это позволяет перед рисованием выстроить варианты композиций будущих рисунков. Подобраны алгоритмы последовательного изображения объектов, предметов. Подобрала уникальную картотеку физминуток, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, речи с движением, дыхательной и зрительной гимнастик, игр и упражнений на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей, которые использую на занятиях по изодеятельности и занятиях кружка.
Для развития мелкой моторики сделаны «волшебные» экраны с крупой, дидактические игры “Рисуем ниточками”, “Рисуем палочками”, “Волшебные человечки”, сшиты коврики с пуговицами.
Я использую в своей работе разнообразные материалы: печати, трафареты, штампики, палочки, колпачки, зубные щётки, малярные кисти, природный и бросовый материал, свечи, поролон и т. д. Учу детей различной технике изображения, учу применять каждый вид изображения как отдельно, так и в комплексе. Самой доступной является “пальцевая живопись”. Пальчиками дети рисуют деревья, цветы, грибы, животных; особенно интересны изображения в смешении красок и накладывании одной на другую. Далее дети рисуют ладошками бабочек, птиц, медуз и т. д. Это развивает мелкую моторику, которая очень слабо развита у детей с нарушениями речи. Монотипия и кляксография превращают детей в настоящих волшебников, позволяющих расколдовывать бабочек, жуков, цветы, листья. Прекрасные дома, транспорт получаются приёмом печатания. Для печаток использую кубики, кирпичики, пробочки, колпачки, брусочки и т. д. Учу детей самостоятельно готовить фон для своих будущих рисунков, используя поролон, малярные кисти, мыльную пену, восковые мелки. Знакомлю детей с приёмом рисования по мокрой бумаге (изображение получается как бы размытое под дождём). Со детьми подготовительной группы мы выполняем более сложную технику — это гроттаж (выскребание по воску), фроттаж (отпечаток аппликации). Развивая творчество, фантазию, мышление и мелкую моторику, предлагаю детям дополнять свои работы природным и бросовым материалом.
Занятия кружка — это импровизация, игра, путешествие, сказка, поэтому строю их нетрадиционно, обязательно включая:
1. Тренировочные игры и упражнения, регулирующие силу сжимания пальцев рук. Это способствует более точной координации движений рук.
2. Создаю атмосферу доброжелательности (психологическая комфортность).
3. Поскольку изодеятельность связана с глубокими эмоциональными переживаниями детей, регулируя дозировку психической и физической нагрузки, для высвобождения эмоций включаю в занятия психогимнастику, психологические этюды. Для преодоления внутреннего напряжения использую релаксацию.
4. Формируя умение согласовывать речь и движения, использую физминутки, речь и движения.
5. Часто в начале занятия провожу артикуляционную гимнастику
6. 6.Использую зрительную гимнастику (офтальмотренаж).
7. Дыхательная гимнастика нужна нашим детям для выработки речевого дыхания.
8. Для развития воображения использую интересный приём — выкладывание необычных картины из предметов заместителей.
Комплексно-тематический подход:
Каждая лексическая тема изучается одну неделю. Занятиям по изодеятельности предшествует предварительная работа. Более глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей действительности будет осуществляться в том случае, если ребёнок опирается на свежие впечатления от увиденного, а также ранее сформировавшиеся образы и представления.
- Занятие познавательного цикла обогащают словарь детей новыми понятиями.
- Экскурсии, наблюдения, опыты расширяют кругозор детей.
- Игры на развитие познавательной активности формируют предпосылки для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей, развивают ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и воображение.
- Психогимнастика учит выражать свои эмоции.
- Физкультурные и музыкальные занятия по лексической теме развивают координацию движений.
- Математика формирует лексико-грамматический строй.
- Изодеятельность (лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, рисование), учит формообразующим движениям, композиционному построению рисунка, развивает мелкую моторику рук и пальцев.
- Дидактические игры и упражнения с цветом развивают чувство цвета.
- Кружок “Весёлая клякса” учит преобразовывать имеющиеся представления и создавать новые образы по-другому, знакомит с разной техникой изображения.
- А далее — создаю благоприятные условия для творческого взаимодействия детей (при завершении работы и уже с завершённой работой), обыгрываем, рассказываем, даем оценку.
В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.
Особенностью изобразительной деятельности, отличающей её от других видов художественного творчества детей, является то, что результат её (рисунок, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребёнком действий. Созданное детьми остаётся, его можно рассматривать, оценивать, и самое главное — совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т. д. Общий результат всегда богаче по содержанию и производит более яркие впечатления не только на детей, но и на родителей.
При оценке детских работ, стараюсь отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаю значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Мы, взрослые, вообще не вправе осуждать работы детей, т. к. детям всегда понятно, что они нарисовали; а мы для себя делаем определённые выводы.
Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам. Ежегодно ко дню защиты детей мы устраиваем выставку в музыкальном зале и приглашаем посетить её всех детей, родителей и сотрудников детского сада. На выставку вывешиваем все работы, действуя по принципу: “Некрасивых работ не бывает”. У детей появляется возможность рассказать о своих впечатлениях родителям, спросить их мнение, ответить на вопросы.
Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа с родителями, которые не всегда могут понять, что именно изобразил их ребёнок, почему не так как все. И порой оценка рисунка, непонимание, осуждение обижают детей. В индивидуальном порядке даю родителям рекомендации: как рассматривать рисунки своих детей, предлагаю подумать, почему именно так нарисовал их ребёнок, почему именно эти цвета выбрал; учу беседовать с ребёнком по содержанию, делать соответствующие выводы. Постепенно родители научились восхищаться детским творчеством, понимая, что рука ребёнка не обманывает. Некоторые родители изъявили желание посетить наш кружок, мы были очень рады, что заинтересовали их и даже научили с помощью приёма монотипии заколдовывать бабочек, животных, с помощью набрызга делать праздничный салют.
На родительских собраниях мы с детьми оформляли выставки на темы: “Сказка, прочитанная мамой”, “Выходной день с папой”, “Моя семья”, “Если бы я был взрослым” и т. д. Это заставило родителей задуматься о том, что лучшие часы, проведённые с ребёнком, детская память сохраняет на всю жизнь. У детей появляется вера, что они очень много значат для своих родителей. Родителям мы тоже даём возможность блеснуть своим творчеством. Осенью для них организовываем конкурс “Чудесные превращения овощей”, зимой для пап конкурс “Очумелые ручки”, весной конкурс для бабушек и мам с выставкой рукоделий. Родители активно принимают участие, а дети очень радуются за своих родных. Тем самым мы пытаемся поднять авторитет родителей, воспитываем уважение к старшим, желание им подражать, быть на них похожими.
Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая комплексная коррекционная работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый, и этот потенциал надо раскрыть. Воспитатель должен вести себя так, как будто вся группа детей — это потенциальные художники. В этих условиях наиболее одарённые скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов и станут глубже понимать и ценить искусство.