Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства
Автор: Аверина Надежда Леонидовна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.
Дата публикации: 25.09.2015
Статья просмотрена: 8517 раз
Библиографическое описание:
Аверина, Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства / Н. Л. Аверина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/295/ (дата обращения: 17.12.2024).
Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Известный исследователь детского творчества. С. А. Флёрина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им, через слова, картинку и другие виды искусства».
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).
Выдающиеся педагоги прошлого — И. Т. Песталотци, Я. А. Каменский, Ф. Фребель-и отечественные педагоги, и психологи свидетельствовали: занятия изобразительным творчеством создают основу для содержательного общения взрослого и ребенка, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.
Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.
На помощь приходят педагоги дополнительного образования, которые занимаются с детьми индивидуально. Я, Аверина Надежда Леонидовна, работаю педагогом дополнительного образования в МБОУ ДОД ЦДТ№ 1 г. Ульяновска. Восемь лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. В моем кружке «Радуга» занимаются пять человек от 8 до 16 лет. Все эти дети являются детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, у них разные диагнозы. Общим являются признаки умственной отсталости, нарушение моторно-двигательных функций, отсутствуют или мало развиты навыки самообслуживания, существуют эмоциональные поведенческие проблемы. Моя программа «Занимательная страна Рисовандия» по работе с детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами учитывает особенности их развития. Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.
Встречаясь первый раз с ребенком, я стараюсь найти с ним контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выясняю умения и навыки ребенка: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал и круг.
На последующих занятиях я пытаюсь выяснить художественную одаренность детей посредством различных игр:
разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей)
сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки)
серия «Дополни изображение» (что увидел котёнок)
серия «Лото» (что нужно повару, врачу и т. д.)
Занятия строятся из 4–5 частей:
эмоциональный настрой (это может быть игра, персонаж кукольного театра, эпизод из сказки с нарисованными персонажами. Если у ребенка плохое настроение и он раздражен- я применяю такой метод: кладу перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, а в комнате родители раскладывают 2–3 предмета такого цвета, ребенку предлагается найти предметы такого же цвета.
стихотворение или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.
подготовка руки: пальчиковая гимнастика.
объяснение задания.
непосредственная работа.
Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они развивают речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют мои движения и этим самым развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.
И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому я стараюсь постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытствам маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами.
Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».
Для своей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья я выбрала нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребёнку преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции.
Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Какому ребенку будет не интересно узнать, что шприцами можно рисовать, что можно рисовать и пальчиками, и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование — совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками — все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Нетрадиционные техники — это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Дети с ограниченными возможностями здоровья решают сами какую технику можно использовать для получения того или иного образа. Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельность с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения.
В своей работе стараюсь использовать интегрированные виды занятий. Нарисовал ребенок ёлочку — я предлагаю украсить ее разноцветными шариками, вырезанными из бумаги, нарисовал Деда Мороза — борода, шапка, отделка костюма из ваты, так же можно украсить костюм снежинками, выбитыми фигурным дыроколом. Я не навязываю своего мнения, стараюсь подвести ребенка к самостоятельному принятию решения. Во многих семьях есть компьютеры и это очень помогает в работе: мы рассматриваем презентации по теме занятия, подобранные слайды.
Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум
Основными показателями, подтверждающими полезность и значимость моего опыта, являются результаты Всероссийских, региональных, городских конкурсов и выставок.
Литература:
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.
- Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст] / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова — М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Лыкова И. А. Планета детства на орбите ФГТ. Образовательная область «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.