Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 05.02.2022

Статья просмотрена: 1898 раз

Библиографическое описание:

Горшкова, М. В. Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС / М. В. Горшкова, О. И. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88609/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев и чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

В. А. Сухомлинский

Изобразительная деятельность — многогранный вид творчества, это воодушевляющий, мотивирующий, наполненный смыслом вид деятельности. В современной педагогике и психологии этому виду деятельности, как эффективному коррекционному средству в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ, с нарушениями умственного развития, детей с расстройствами аутистического спектра, отводится большая роль.

Развитие творческих способностей — важный элемент всестороннего развития личности человека. Занимаясь творчеством, «особенный» ребенок формирует простейшие эстетические ориентиры (красиво — не красиво), осваивает доступные средства изобразительной деятельности, накапливает опыт самовыражения в процессе этой деятельности, развивает способности к совместному и самостоятельному творчеству.

Для детей с умственным недоразвитием, детей с расстройствами аутистического спектра, характерны нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи. Все это создает трудности в запоминании словесного и наглядного материала, овладении операциями мышления.

Такие дети имеют негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено или невозможно. Они ограниченно используют речь с минимальным словарным запасом. Есть и неговорящие дети.

Из-за слабого развития активного внимания, недоразвития восприятия и памяти, освоенные действия в новых ситуациях затруднены, поэтому требуются дополнительные упражнения или освоенные действия формируются заново.

Как правило, у детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра нарушено обще-моторное развитие. У одних движения замедлены, а у других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с беспорядочностью, несогласованностью движений.

Нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи создают трудности в восприятии объектов, запоминания наглядного и словесного материалов, овладения операциями мышления. Все эти особенности необходимо учитывать на уроках изобразительной деятельности.

Одним из самых важных условий для педагога, работающего с такими детьми, является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими; просто они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в создании условий для реализации своих потенциальных возможностей и развития.

Основная задача коррекционно-развивающего обучения — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекция отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовка к адекватному восприятию учебного материала. Очень важно установить контакт с «особенным» ребёнком и научить его принимать помощь взрослого. Ребёнок учится выполнять действия совместно с взрослым. В своей работе мы часто используем прием «рука в руке». Этот приём может выполнять функцию как физической, так и психологической поддержки и носит временный характер.

В условиях целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра, постепенно овладевают изобразительной деятельностью.

Правильная организация занятий способствует развитию интеллекта, эмоциональной и двигательной сферы ребенка, положительно воздействует на формирование личности.

На уроках изобразительной деятельности совершенствуются представления о явлениях и предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, воображение, художественный вкус. Посредством творчества ребенок знакомится с многообразием средств реализации своих задумок. Свои мысли, настроение выражает в рисунке, поделке, аппликации. Желание выполнить как можно лучше свою работу формирует усидчивость и целеустремленность.

Выражая свою фантазию в творчестве, обучающиеся используют различные материалы и инструменты, овладевая техническими навыками при их использовании. Рисуя, дети приобретают навыки правильного пользования карандашами, фломастерами, кисточками, формируя осознанные изобразительные движения, необходимые для качественного выполнения линии, мазка, формы.

В процессе изобразительной деятельности ребенок развивает речевые функции, удерживая творческий замысел, планируя работу, фиксируя готовый результат. В течение всего урока дети имеют возможность свободно высказываться по теме урока, в процессе изучения образца или предмета, во время оценивания созданной творческой работы, что является важным условием их психического развития.

При обучении детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра, необходимо учитывать доминирование в их деятельности игровых интересов, а так же стремительную утомляемость. Поэтому, с целью повышения эффективности обучения, на разных этапах изобразительной деятельности используются разные игровые технологии — предъявление учебной информации в игровой форме. Например, дети очень любят приемы обращения к героям мультфильмов и сказок, с интересом включаются в игры на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координацию движений.

При выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности. Так же, важно учитывать, что все игровые упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. Необходимо подбирать такие задания, которые будут понятны ребёнку. Важно, чтобы задания постепенно менялись и усложнялись.

Для формирования эстетического восприятия прекрасного на уроках изобразительной деятельности, рекомендуется использовать различные виды искусства: тематическое музыкальное сопровождение, поэзию.

Для развития моторики в ходе каждого урока предусматриваются необходимые коррекционные упражнения (физкультминутки).

Совместные действия учителя и ученика позволяют развивать успех и обеспечивают продвижения ребенка в самостоятельных действиях.

На уроках изобразительной деятельности используются различные техники, начиная с простых — рисование с помощью пальчиков, ладошки, обрывания бумаги.

Детям с нарушениями интеллектуального развития доступны такие техники, как техника тычка. Используя полусухую жесткую кисть, эта техника позволяет получить пушистую или колючую фактуру.

В технике рисования пальчиками или ладошкой, средствами выразительности являются пятна, короткие линии, цвет, а также фантастические силуэты, получаемые отпечатыванием на бумаге.

В осеннее время года используется техника «отпечатки листьев». Средствами выразительности этой техники служат цвет и фактура.

В работах в техниках «оттиск смятой бумагой», «оттиск пробкой, поролоном, пенопластом» средствами выразительности служат цвет, фактура, пятна.

Украшение рисунков пуговицами, монетами, дополнение различными мелкими деталями развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.

Игра-рисование песком (манкой) развивает у детей тактильную чувствительность, снижает эмоциональное напряжение, расслабляет. Такое рисование песком (манкой) даёт отличный результат релаксации. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. При таком рисовании выделяют 3 вида упражнений:

— Рисование щепоткой

Суть: напрягаем — расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.

— Рисование кулачком

— Рисование пальцем (буквы, геометрические фигуры, солнышко)

Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания

Использование перечисленных нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует развитию пальцев рук, кистей, формирует графо-моторные навыки, а также поддерживает у детей интерес к творческой деятельности. Кроме того, нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с ОВЗ, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное настроение.

Работая с детьми вышеуказанной категории, учитель должен:

— относиться к ним спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но не на секунду не забывая, что это дети «особенные».

— Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

— Сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

— Создавать у ребенка субъективное переживание успеха, давать высокую оценку детали «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»

— Использовать приемы снятия страха — «Ничего страшного…», авансирования — «У тебя получится…», «Ты сможешь…»

— Помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения, а не неудачи. Формировать веру в успех.

— Концентрировать внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас).

— Давать ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Уроки по изобразительной деятельности дают возможность детям с нарушением интеллектуального развития испытывать новые позитивные переживания, способствуют рождению новых творческих потребностей и поиска способов их удовлетворения, развитию познавательных процессов. Все это в целом активирует потенциальные возможности детей.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, умственная отсталость, урок, вид деятельности, возможность, интеллектуальное развитие, нарушение мышления, овладение операциями, средство выразительности.


Похожие статьи

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО

Психологическое сопровождение профессионального становления личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ

Особенности организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности речевого развития учащихся младших классов с ЗПР

Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Похожие статьи

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО

Психологическое сопровождение профессионального становления личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ

Особенности организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности речевого развития учащихся младших классов с ЗПР

Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Задать вопрос