Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев и чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
В. А. Сухомлинский
Изобразительная деятельность — многогранный вид творчества, это воодушевляющий, мотивирующий, наполненный смыслом вид деятельности. В современной педагогике и психологии этому виду деятельности, как эффективному коррекционному средству в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ, с нарушениями умственного развития, детей с расстройствами аутистического спектра, отводится большая роль.
Развитие творческих способностей — важный элемент всестороннего развития личности человека. Занимаясь творчеством, «особенный» ребенок формирует простейшие эстетические ориентиры (красиво — не красиво), осваивает доступные средства изобразительной деятельности, накапливает опыт самовыражения в процессе этой деятельности, развивает способности к совместному и самостоятельному творчеству.
Для детей с умственным недоразвитием, детей с расстройствами аутистического спектра, характерны нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи. Все это создает трудности в запоминании словесного и наглядного материала, овладении операциями мышления.
Такие дети имеют негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено или невозможно. Они ограниченно используют речь с минимальным словарным запасом. Есть и неговорящие дети.
Из-за слабого развития активного внимания, недоразвития восприятия и памяти, освоенные действия в новых ситуациях затруднены, поэтому требуются дополнительные упражнения или освоенные действия формируются заново.
Как правило, у детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра нарушено обще-моторное развитие. У одних движения замедлены, а у других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с беспорядочностью, несогласованностью движений.
Нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи создают трудности в восприятии объектов, запоминания наглядного и словесного материалов, овладения операциями мышления. Все эти особенности необходимо учитывать на уроках изобразительной деятельности.
Одним из самых важных условий для педагога, работающего с такими детьми, является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими; просто они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в создании условий для реализации своих потенциальных возможностей и развития.
Основная задача коррекционно-развивающего обучения — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекция отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовка к адекватному восприятию учебного материала. Очень важно установить контакт с «особенным» ребёнком и научить его принимать помощь взрослого. Ребёнок учится выполнять действия совместно с взрослым. В своей работе мы часто используем прием «рука в руке». Этот приём может выполнять функцию как физической, так и психологической поддержки и носит временный характер.
В условиях целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра, постепенно овладевают изобразительной деятельностью.
Правильная организация занятий способствует развитию интеллекта, эмоциональной и двигательной сферы ребенка, положительно воздействует на формирование личности.
На уроках изобразительной деятельности совершенствуются представления о явлениях и предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, воображение, художественный вкус. Посредством творчества ребенок знакомится с многообразием средств реализации своих задумок. Свои мысли, настроение выражает в рисунке, поделке, аппликации. Желание выполнить как можно лучше свою работу формирует усидчивость и целеустремленность.
Выражая свою фантазию в творчестве, обучающиеся используют различные материалы и инструменты, овладевая техническими навыками при их использовании. Рисуя, дети приобретают навыки правильного пользования карандашами, фломастерами, кисточками, формируя осознанные изобразительные движения, необходимые для качественного выполнения линии, мазка, формы.
В процессе изобразительной деятельности ребенок развивает речевые функции, удерживая творческий замысел, планируя работу, фиксируя готовый результат. В течение всего урока дети имеют возможность свободно высказываться по теме урока, в процессе изучения образца или предмета, во время оценивания созданной творческой работы, что является важным условием их психического развития.
При обучении детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра, необходимо учитывать доминирование в их деятельности игровых интересов, а так же стремительную утомляемость. Поэтому, с целью повышения эффективности обучения, на разных этапах изобразительной деятельности используются разные игровые технологии — предъявление учебной информации в игровой форме. Например, дети очень любят приемы обращения к героям мультфильмов и сказок, с интересом включаются в игры на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координацию движений.
При выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности. Так же, важно учитывать, что все игровые упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. Необходимо подбирать такие задания, которые будут понятны ребёнку. Важно, чтобы задания постепенно менялись и усложнялись.
Для формирования эстетического восприятия прекрасного на уроках изобразительной деятельности, рекомендуется использовать различные виды искусства: тематическое музыкальное сопровождение, поэзию.
Для развития моторики в ходе каждого урока предусматриваются необходимые коррекционные упражнения (физкультминутки).
Совместные действия учителя и ученика позволяют развивать успех и обеспечивают продвижения ребенка в самостоятельных действиях.
На уроках изобразительной деятельности используются различные техники, начиная с простых — рисование с помощью пальчиков, ладошки, обрывания бумаги.
Детям с нарушениями интеллектуального развития доступны такие техники, как техника тычка. Используя полусухую жесткую кисть, эта техника позволяет получить пушистую или колючую фактуру.
В технике рисования пальчиками или ладошкой, средствами выразительности являются пятна, короткие линии, цвет, а также фантастические силуэты, получаемые отпечатыванием на бумаге.
В осеннее время года используется техника «отпечатки листьев». Средствами выразительности этой техники служат цвет и фактура.
В работах в техниках «оттиск смятой бумагой», «оттиск пробкой, поролоном, пенопластом» средствами выразительности служат цвет, фактура, пятна.
Украшение рисунков пуговицами, монетами, дополнение различными мелкими деталями развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.
Игра-рисование песком (манкой) развивает у детей тактильную чувствительность, снижает эмоциональное напряжение, расслабляет. Такое рисование песком (манкой) даёт отличный результат релаксации. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. При таком рисовании выделяют 3 вида упражнений:
— Рисование щепоткой
Суть: напрягаем — расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.
— Рисование кулачком
— Рисование пальцем (буквы, геометрические фигуры, солнышко)
Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания
Использование перечисленных нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует развитию пальцев рук, кистей, формирует графо-моторные навыки, а также поддерживает у детей интерес к творческой деятельности. Кроме того, нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с ОВЗ, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное настроение.
Работая с детьми вышеуказанной категории, учитель должен:
— относиться к ним спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но не на секунду не забывая, что это дети «особенные».
— Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
— Сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
— Создавать у ребенка субъективное переживание успеха, давать высокую оценку детали «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»
— Использовать приемы снятия страха — «Ничего страшного…», авансирования — «У тебя получится…», «Ты сможешь…»
— Помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения, а не неудачи. Формировать веру в успех.
— Концентрировать внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас).
— Давать ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Уроки по изобразительной деятельности дают возможность детям с нарушением интеллектуального развития испытывать новые позитивные переживания, способствуют рождению новых творческих потребностей и поиска способов их удовлетворения, развитию познавательных процессов. Все это в целом активирует потенциальные возможности детей.