В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной категорией детей в этом направлении.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, ребенок, тяжелое нарушение речи, компенсирующая направленность, игра, речевое развитие.
Речь — важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям [1, с.1].
Наиболее успешно развитие речи осуществляется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью не меньший вклад в развитие речи вносит и изобразительная деятельность. Рисование развивает не только основные психические процессы (мышление, восприятии, воображение), но и оказывает значительное воздействие на речь ребенка.
Зачастую у детей с речевыми нарушениями можно наблюдать задержку в развитии сенсорной функции, которое определяет трудности в назывании различных цветов, формы и размера предметов.
Дети с речевыми нарушениями зачастую не всегда умеют правильно держать карандаш, кисточку, отсутствует четкость в обведении контуров, возникает сложность в раскрашивании изображений. Всё это обуславливает отсутствие четкой уверенной координации движений пальцев рук.
По мнению педагогов-практиков в данной области, движение пальцев рук стимулирует деятельность центральной нервной системы и, соответственно, повышает уровень развития речи ребенка [3, с. 605].
Основой моей работы является разработанная комплексно-тематическая программа, получившая название «Занимательное рисование». Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 7 лет, на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с речевыми нарушениями Нищевой Н. В.
С целью повышения результативности коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности с дошкольниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи были определены следующие задачи:
– пополнять, уточнять и активизировать словарный запас;
– формировать грамматические категории, которые были изучены на логопедических занятиях;
– активизировать фразовые высказывания в ходе беседы на занятиях по изобразительной деятельности;
– совершенствовать связную речь в процессе ответов на вопросы в ходе занятий по изобразительной деятельности;
– развивать творчество, эстетический вкус посредством инновационных технологий в изодеятельности;
– изучать разные техники в процессе рисования в самостоятельной деятельности;
– совершенствовать умения и навыки в процессе рисования.
Поставленные задачи успешно решаются в ходе проведения разработанных занятий по изобразительной деятельности. Предварительно был составлен перспективный план по двум возрастным категориям — старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также разработаны конспекты занятий.
Система работы по программе «Занимательное рисование» определяется лексическими темами и сопровождается следующими принципами по проведению занятий:
1) формирование интереса;
2) изучение материала по схеме — от известного к неизвестному;
3) изучение нового материала ступенчато — от простого к сложному;
4) обеспечение занятий наглядным материалом (произведения изобразительного искусства, картинки-символы, схемами поэтапного рисования и другое).
В основу данной программы легли традиционные и нетрадиционные техники рисования:
– рисование палочками и ладошкой «Осеннее дерево» по лексической теме «Осень»;
– ниткография, позволяющая раскрыть изображение в форме бабочек, цветов, животных или определенных предметов;
– рисование тычками жесткой полусухой кистью «Медведь» по лексической теме «Животные леса»;
– печать по трафарету «Животные жарких стран» в соответствии с лексической темой;
– рисование восковыми мелками и красками «Узоры на окне» по лексической теме «Зима»;
– печать поролоном «Цветы в вазе» по лексической теме «8 марта!»;
– пластилинография «Космический корабль» по лексической теме «Космос»;
– кляксография «Салют» по лексической теме «День победы»;
– монотипия пейзажная «А вот и весна!» по лексической теме «Ранняя весна»; и другие.
В своей работе я применяю разные материалы: поролон, зубные щетки, трафареты, печати, палочки и другие. Данные ресурсы позволяют учить детей получать изображение в разных техниках и повышают интерес к рисованию. Для занятий также разработаны алгоритмы последовательного изображения предметов и животных, сформирована картотека физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики, подобраны игровые упражнения на развитие психических процессов, которые позволяют сделать занятие более насыщенным и легким в проведении.
В процессе проведения занятий важно совмещать речевую и изобразительную деятельность. Так, например, при превращении полученного изображения в ходе нетрадиционной техники рисования «ниткографии», дети рассказывали и описывали кого/ что они видят на листе: «маленький котенок», «длинные когти», «полосатый как тигр», «плюшевый как медведь» и другие. Важно, чтобы в ходе рисования была непрерывная речевая активность педагога с детьми.
Игры, направленные на речевое развитие, на занятиях по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
При организации занятий по изобразительной деятельности успешностью пользуются игры и игровые приемы. Рассмотрим некоторые из них [2, с. 1–3].
- Игра «Морское дно».
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Данная игра обуславливается следующим содержанием: «Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в «Прятки», а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Педагог мотивирует детей к изобразительной деятельности. Также можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов.
Игра «Морское дно» развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение, а также решаются задачи речевого развития — осознание услышанной загадки, называние отгадки и соотнесение ее с изображением.
- Игра «Кони расписные».
Данную игру целесообразно использовать при закреплении знаний народных росписей или при проведении мониторинга.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Предварительно осуществляются заготовки «полянок», которые расписаны по каждому виду прикладного творчества. В ходе данной игры ребенок должен описать каждый вид, назвать цвета и правильно соотнести лошадок с полянкой.
В процессе данной игры ребенок осуществляет описание определенного вида прикладного творчества, в ходе которого активизируется словарный запас.
- Игра «Портрет заговорил».
Цель: продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ.
Содержание данной игры заключается в следующем: «Педагог предлагает ребенку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе».
- Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе».
Цель: погружение в сюжет картины, ощущение её деталей как частей целой композиции.
Специфика игры заключается в следующем: «Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины».
В ходе данной игры осуществляется активизация словарного запаса, продолжается формирование умения составлять связный рассказ.
- Игра «Говорящие цвета».
Цель: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок»; развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.
Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза — розовый и т. д.), а также карточки — оттенки. Задача участников игры — соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.
- Игра «Скульптор и глина».
Цель: Закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на две команды — одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую-нибудь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.
Общей целью выше обозначенных игр выступает речевое развитие, а именно: правильное произношение слова, активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи, совершенствование связной речи; а также развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
Таким образом, обозначенные игры способствуют речевому развитию детей на занятиях изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Данный игровой материал целесообразно проводить с применением наглядности, способствующей лучшему восприятию содержания игры.
Рекомендации для педагогов по развитию речи в ходе занятий по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
- В группе целесообразно создавать благоприятные условия, а именно — атмосферу доброжелательности.
- На занятиях также эффективно применять игровые упражнения, направленные на речевое развитие детей («Портрет заговорил», «Иду, вижу, рассказываю сам себе» и другие).
- Необходимо один — два раза на занятии проводить физкультурные минутки в сочетании с речью.
- Для выработки речевого дыхания целесообразно проводить артикуляционную гимнастику.
- В процессе рисования важно направлять детей на комментирование их действий, что способствует развитию внимания к речи.
- В ходе занятий целесообразно применять сюрпризные моменты, например, «Волшебный мешочек с овощами» — дети описывают овощ, дают его характеристику (вкус, цвет, форма).
- Перед рисованием можно воспроизводить движения в воздухе с проговариванием шепотом, а затем уже рисовать образы на бумаге. Данный прием сначала должен сопровождаться комментариями педагога с поэтапным объяснением.
- При организации занятий важно учитывать особенности развития детей с речевыми нарушениями, а именно — для них свойственны значительные нарушения во внимании и осознании речи, именно поэтому целесообразно дозировать задания на каждом этапе занятия.
Осуществляя анализ своей работы, мною была определена значимость и необходимость регулярной и комплексной коррекционно-воспитательной работы в области речевого развития посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Единая работа педагогов, воспитателей, логопедов и родителей в данной области позволит достигнуть поставленной цели.
Литература:
- Костина, Е. В. Занятие по изобразительной деятельности как средство коррекции у детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. -2010.
- Матвеева Е. А. Дидактические игры для дошкольников.- 2013.
- Пьянкова С. Н. Изотерапия в работе с детьми с ОНР // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 604–606.