Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования
Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 15.05.2015
Статья просмотрена: 1472 раза
Библиографическое описание:
Монгуш, О. О. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования / О. О. Монгуш. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8053/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Известно, что уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности. Он знакомится со словами, создает новые слова. Однако немногие дети достигают достаточного высокого уровня. Поэтому необходимо развивать их речевое общение в дошкольном возрасте. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главный фактор психического и речевого развития ребенка.
Развитию речевого общения в настоящее время уделено большое внимание в новом документе — Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Социально-коммуникативное развитие дошкольников выделено в отдельную образовательную область. Развитие диалогической речи — это одна из главных задач воспитания речи детей в детском саду. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Технология развития диалогической речи старших дошкольников строится на основе принципов коммуникативно-целостного подхода, формирования элементарного осознания диалогических формул речи, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного диалогического общения, развития языкового чутья и речевых действий, методической интерпретации потенциала народной педагогики, обеспечивающей динамику развития речевого общения детей [1].
Диалогическая речь будет эффективно развиваться при создании предметно-развивающей и культурно-речевой среды, при применении активных форм и методов обучения и воспитания, при использовании художественной литературы для активизации и стимулирования процесса общения у детей. Образовательную деятельность необходимо направлять на формирование собственно речевых умений и навыков речевого этикета. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, одной из которых является изобразительная деятельность. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников [1].
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни.
Сама изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память и мыслительные операции.
Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру, которое имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение, благодаря многообразию наглядности. Процесс изобразительной деятельности будет побуждать детей к воспроизведению в речи образов и оценки результатов своей работы. Детское рисование имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового, познавательного и речевого развития детей. В рисовании ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Деятельность с красками — это не только сенсорно — двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающем, способствует проявлению умственной и речевой активности. Дети получают возможность упражняться в создании прекрасного, учатся соотносить речь с действием. Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение — основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность ребенка, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть- практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также разъясняется последовательность работы [3].
В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности. Дошкольники старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве.
Проанализировав авторские разработки (И. А. Лыкова), различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы можем с уверенностью говорить о том, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством всестороннего развития, в том числе речевого [6].
Выбор нетрадиционных техник рисования становится актуальным для многих педагогов. В основу использования разнообразных нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе ребенка в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей, чтобы думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Эти техники рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций»; нестандартные подходы к организации занятий вызывают у детей желание рисовать, они становятся более раскрепощёнными, и уверенными. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
При использовании нетрадиционных техник рисования работа строится на следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма, приходит и приглашает ребенка отправиться в путешествие; музыкальное сопровождение; кроме того, желательно эмоционально объяснять детям способы и действия и показывать приемы изображения с помощью различных техник [7].
Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. В процессе рисования ребенок начинает анализировать свой рисунок, понимать, что у него сделано хорошо, а над чем необходимо поработать. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребенка более нацеленными, придуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования. Словесное осмысление рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникшие во время рисования и оформленные в слово, остаются в памяти ребенка и отражаются разными средствами. Создание образа стимулирует развитие воображение: ребенок мысленно «дорисовывает» статичное, иногда бесформенное, изображение, придает ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры (например, рисует при помощи техники «кляксография»). Таким образом, рисунок и речь — два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребенок выражает свое отношение к окружающему [4].
Разнообразие способов рисование рождает у детей оригинальные идеи, вызывает желание придумывать новые композиции. Детям предоставляется возможность экспериментировать: все необычное привлекает и заставляет детей удивляться; они задают вопросы педагогу, друг другу; обогащается и активизируется их словарный запас, развивается диалогическая речь. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник рисования, в процессе работы развивая диалогическую речь в условиях коллективных действий.
Для развития диалогической речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды. Следует отметить, что процесс диалогической речи у детей сложен и достаточно долог. Ссылаясь на методику, предлагаемую в пособии О. А. Бизиковой, содержание работы над диалогом детей рассчитано на весь период дошкольного образования. Для налаживания диалогического общения детей предоставляют широкие возможности применения нетрадиционных техник рисования [2].
Разнообразные формы работы с использованием нетрадиционных техник рисования, подобранных для развития диалогической речи, рассчитаны на использование в диалоге различных видов инициативных реплик (вопросов, сообщений, побуждений) и соответствующих им ответных реакций. Так же на соблюдение элементарных правил поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик), на отражение естественной логики развития диалогической речи: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы:
- использование нетрадиционных техник рисования предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта, организацию словесного коллективного творчества; обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействия, отвечать на высказывания, рассуждать, и аргументировать;
- использование групповых бесед методами и приемами развития диалога; деятельность кооперативного типа — рисование с использованием различных техник. Целесообразно чаще организовывать рисование в парах с соблюдением следующих правил: очередность игровых и речевых действий при рисовании, слушать партнера, сказанного не повторять, дополнять высказывания партнера, задавать вопросы, вежливо высказывая предположения, пожелания, несогласие; рассуждать и обосновывать свои суждения.
Таким образом, использование нетрадиционных методов рисования, бесспорно, дает положительный результат для развития речи детей и в частности, развития диалогической речи.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 5.
2. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре (учебно-методическое пособие. — М.: Скрипторий -2003, 2008.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведении. — М.: Академия, 2000.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М.: Скрипторий-2003, 2004.
5. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста // Нетрадиционные техники. — М. Творческий центр, 1976.
6. Лыкова И. А. Цветные ладошки. Старшая группа, подготовительная группа. — М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М.: «Карапуз дидактика», 2007.