Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 15.05.2015

Статья просмотрена: 1472 раза

Библиографическое описание:

Монгуш, О. О. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования / О. О. Монгуш. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8053/ (дата обращения: 16.12.2024).

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Известно, что уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности. Он знакомится со словами, создает новые слова. Однако немногие дети достигают достаточного высокого уровня. Поэтому необходимо развивать их речевое общение в дошкольном возрасте. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главный фактор психического и речевого развития ребенка.

Развитию речевого общения в настоящее время уделено большое внимание в новом документе — Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Социально-коммуникативное развитие дошкольников выделено в отдельную образовательную область. Развитие диалогической речи — это одна из главных задач воспитания речи детей в детском саду. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Технология развития диалогической речи старших дошкольников строится на основе принципов коммуникативно-целостного подхода, формирования элементарного осознания диалогических формул речи, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного диалогического общения, развития языкового чутья и речевых действий, методической интерпретации потенциала народной педагогики, обеспечивающей динамику развития речевого общения детей [1].

Диалогическая речь будет эффективно развиваться при создании предметно-развивающей и культурно-речевой среды, при применении активных форм и методов обучения и воспитания, при использовании художественной литературы для активизации и стимулирования процесса общения у детей. Образовательную деятельность необходимо направлять на формирование собственно речевых умений и навыков речевого этикета. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, одной из которых является изобразительная деятельность. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников [1].

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни.

Сама изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память и мыслительные операции.

Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру, которое имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение, благодаря многообразию наглядности. Процесс изобразительной деятельности будет побуждать детей к воспроизведению в речи образов и оценки результатов своей работы. Детское рисование имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового, познавательного и речевого развития детей. В рисовании ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Деятельность с красками — это не только сенсорно — двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающем, способствует проявлению умственной и речевой активности. Дети получают возможность упражняться в создании прекрасного, учатся соотносить речь с действием. Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение — основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность ребенка, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть- практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также разъясняется последовательность работы [3].

В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности. Дошкольники старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве.

Проанализировав авторские разработки (И. А. Лыкова), различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы можем с уверенностью говорить о том, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством всестороннего развития, в том числе речевого [6].

Выбор нетрадиционных техник рисования становится актуальным для многих педагогов. В основу использования разнообразных нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе ребенка в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей, чтобы думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Эти техники рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций»; нестандартные подходы к организации занятий вызывают у детей желание рисовать, они становятся более раскрепощёнными, и уверенными. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.

При использовании нетрадиционных техник рисования работа строится на следующих направлениях:

-          от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

-          от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

-          от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-          от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-          от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма, приходит и приглашает ребенка отправиться в путешествие; музыкальное сопровождение; кроме того, желательно эмоционально объяснять детям способы и действия и показывать приемы изображения с помощью различных техник [7].

Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. В процессе рисования ребенок начинает анализировать свой рисунок, понимать, что у него сделано хорошо, а над чем необходимо поработать. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребенка более нацеленными, придуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования. Словесное осмысление рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникшие во время рисования и оформленные в слово, остаются в памяти ребенка и отражаются разными средствами. Создание образа стимулирует развитие воображение: ребенок мысленно «дорисовывает» статичное, иногда бесформенное, изображение, придает ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры (например, рисует при помощи техники «кляксография»). Таким образом, рисунок и речь — два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребенок выражает свое отношение к окружающему [4].

Разнообразие способов рисование рождает у детей оригинальные идеи, вызывает желание придумывать новые композиции. Детям предоставляется возможность экспериментировать: все необычное привлекает и заставляет детей удивляться; они задают вопросы педагогу, друг другу; обогащается и активизируется их словарный запас, развивается диалогическая речь. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник рисования, в процессе работы развивая диалогическую речь в условиях коллективных действий.

Для развития диалогической речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды. Следует отметить, что процесс диалогической речи у детей сложен и достаточно долог. Ссылаясь на методику, предлагаемую в пособии О. А. Бизиковой, содержание работы над диалогом детей рассчитано на весь период дошкольного образования. Для налаживания диалогического общения детей предоставляют широкие возможности применения нетрадиционных техник рисования [2].

Разнообразные формы работы с использованием нетрадиционных техник рисования, подобранных для развития диалогической речи, рассчитаны на использование в диалоге различных видов инициативных реплик (вопросов, сообщений, побуждений) и соответствующих им ответных реакций. Так же на соблюдение элементарных правил поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик), на отражение естественной логики развития диалогической речи: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы:

-          использование нетрадиционных техник рисования предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта, организацию словесного коллективного творчества; обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействия, отвечать на высказывания, рассуждать, и аргументировать;

-          использование групповых бесед методами и приемами развития диалога; деятельность кооперативного типа — рисование с использованием различных техник. Целесообразно чаще организовывать рисование в парах с соблюдением следующих правил: очередность игровых и речевых действий при рисовании, слушать партнера, сказанного не повторять, дополнять высказывания партнера, задавать вопросы, вежливо высказывая предположения, пожелания, несогласие; рассуждать и обосновывать свои суждения.

Таким образом, использование нетрадиционных методов рисования, бесспорно, дает положительный результат для развития речи детей и в частности, развития диалогической речи.

 

Литература:

 

1.                  Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 5.

2.                  Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре (учебно-методическое пособие. — М.: Скрипторий -2003, 2008.

3.                  Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведении. — М.: Академия, 2000.

4.                  Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М.: Скрипторий-2003, 2004.

5.                  Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста // Нетрадиционные техники. — М. Творческий центр, 1976.

6.                  Лыкова И. А. Цветные ладошки. Старшая группа, подготовительная группа. — М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

7.                  Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М.: «Карапуз дидактика», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, нетрадиционная техника рисования, ребенок, процесс рисования, техник рисования, действие, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, развитие, рисование.

Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с геометрическими фигурами

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Развитие речи старших дошкольников посредством использования приемов мнемотехники

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр

Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с геометрическими фигурами

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Развитие речи старших дошкольников посредством использования приемов мнемотехники

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр