Сегодня перед дошкольным образованием стоит важная задача, которая заключается в повышении качества познавательно-интеллектуального развития детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Особое значение в решение этой задачи в теории и практике дошкольной педагогики имеют вопросы организации полноценного математического развития каждого ребенка.
Как указано в Концепции развития математического образования в РФ, принятой 24 декабря 2013 года: «…повышение качества математического образования, в том числе и дошкольников, во многом определяется созданием специальных условий, позволяющих развивать у детей осознанные и глубокие математические представления» [7]. На этот аспект особое внимание обращается и в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В этом документе прописано, что развитие математических представлений у детей дошкольного возраста является главной задачей всестороннего познавательного развития детской личности.
Особое место в развитии математических представлений младших дошкольников занимает игровая деятельность. Играя в различные виды игр с математическим содержанием, дети этого возраста достаточно прочно и точно осваивают количественные, временные, пространственные представления, представления о величинах, геометрических фигурах. Кроме того, в процессе выполнения игровых действий у детей формируется естественный интерес к математике и ее понятиям, развивается стремление к более глубокому познанию окружающего мира.
Многими исследователями (Л. А. Венгер, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, М. Ю. Стожарова, А. А. Столяр и др.) предложены различные виды игр по освоению математических представлений: дидактические, развивающие, сюжетно-дидактические и пр. Однако многие, предложенные авторами игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. В методике формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) недостаточно внимания уделено применению дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В практике работы в основном применяются дидактические игры, позволяющие детям этого возраста осваивать сенсорные представления и перцептивные действия. Данное обстоятельство является серьезным недостатком работы по математическому образованию с младшими дошкольниками.
Младший дошкольный возраст — это начальный возрастной этап дошкольного детства, который приходится на четвертый год жизни. Этот возраст очень значим для полноценного психического и личностного развития, освоения окружающего мира и различных видов взаимодействий с ним. Как отмечали Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Г. А. Урунтаева и другие, в младшем дошкольном возрасте происходит качественное изменение всех психических процессов: памяти, мышления, восприятия, речи, внимания.
Кроме того, у детей формируются навыки взаимодействия и общения как со взрослыми, так и сверстниками, развиваются волевые процессы и начинают активно осваиваться элементарные культурные нормы поведения. При этом роль взрослого возрастает, дети в этом возрасте воспринимают взрослых не только как члена семьи и источника положительных эмоций, но и начинают понимать различные социальные роли взрослых и рассматривать их в качестве источника знаний [4].
В настоящее время содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста регламентируется программными требованиями. При этом педагоги, планируя и проводя работу, ориентируются как на общеобразовательные, так и парциальные (вариативные) программы.
Наш детский сад работает по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. Для всех возрастных групп определен раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем». Его главной задачей для детей четвертого года жизни является формирование представлений о геометрических фигурах, величинных отношениях, цветах спектра через наблюдения, игры-экспериментирования, развивающие и дидактические игры, и другие виды детской деятельности.
Отбор игр должен происходить на основе учета посильности содержания, действий, задач и правил для детей этого возраста. Наиболее часто следует применять предметные и настольно-печатные игры.
Я разработала и апробировала экспериментальную методику развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр.
Задачи, которые стояли на данном этапе:
- Разработать содержание дидактических игр для младших дошкольников с учетом уровней их развития математических представлений о количестве, величине, геометрических фигурах, пространстве и времени;
- Создать развивающую предметно-пространственную среду по развитию интереса к дидактическим играм с математическим содержанием;
- Создать эмоционально-положительную обстановку для проведения дидактических игр в образовательной деятельности детей и в режимные моменты.
Для работы были отобраны игры, предложенные Л. А. Венгером, Т. И. Ерофеевой, И. А. Пономаревой, М. Ю. Стожаровой, А. А. Столяром. Данные игры были адаптированы и видоизменены путем введения нового игрового материала (современные наборы вкладышей геометрических фигур, картинок отображающие ситуации современной жизни: использование компьютера и пр.), а также путем разработки 3-х вариантов сложности каждой игры. Игра «Мостики» была разработана мной самостоятельно.
Описание дидактических игр по развитию математических представлений у младших дошкольников с вариантами проведения представлено в приложении А.
Работа по развитию математических представлений у младших дошкольников с помощью разработанных дидактических игр проводилась в специально созданной развивающей предметно-пространственной среде. При создании среды я руководствовалась принципами, указанными во ФГОС ДО: информативности, вариативности, активности, доступности, трансформируемости, гибкого зонирования, полифункциональности, безопасности.
Для проведения работы были созданы следующие элементы среды:
– познавательный уголок «Веселая математика», в котором были собраны различные дидактические материалы для проведения игр и образовательной деятельности с детьми по развитию математических представлений. В нем были картинки и схемы с частями суток, панно с эталонами геометрических фигур, набор условных мерок для измерения величин, наборы геометрических фигур, муляжи объектов для составления множеств и пр. В уголке проводились занятия и игры;
– игровая зона «Играем и познаем», в которой были собраны игровые материалы для игр, способствующие познанию математических представлений. В игровой зоне детей стимулировали к самостоятельному использованию игр (предлагали рассмотреть материал, поиграть вместе со сверстником).
Для повышения качества работы с детьми параллельно проводилась работа с родителями. На собрании познакомила родителей со значением развивающих игр при ознакомлении детей с количеством, геометрическими формами и величиной. Объяснила, что игры необходимо отбирать с учетом возрастных возможностей детей. Потом в помещении раздевалки была оформлена мини-библиотека с методической литературой, с подробным описанием дидактических игр, которые могут применяться родителями дома. Также была оформлена выставка самих дидактических игр. На ней были представлены различные наборы для игр, которые проводились с детьми: «Наш урожай», «Домики для гномиков», «Мостики». Эти материалы позволяли родителям ознакомиться с особенностями применения дидактических игр, узнать о том, какими они бывают, включить игры в домашнее воспитание. Многие родители проявили особый интерес, они задавали вопросы о том, как правильно играть, как нужно усложнять игры, какие лучше игры покупать для ребенка.
Литература:
- Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 176 с.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 169 с.
- Венгер Л. А., Дъяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2009. — 176 с.
- Волков Б. С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. — М.: Владос, 2017. — 368 с.
- Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992. — 191 с.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL:https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html
- Михайлова 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. — СПб.: Детство-пресс, 2008. — 378 с.
- Стожарова М Ю. Математика — учимся играя. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 203 с.