Развития диалогической речи в настоящее время является социально значимой задачей дошкольного образования, так как диалог является благоприятной средой формирования личности. Согласно ФГОС особое внимание уделяется развитию конструктивного речевого взаимодействия с взрослыми и сверстниками, как основным средством общения. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, на которые педагог обращает внимание, когда он работает над задачей речевого развития дошкольника [1]. Проблемы развития диалогической речи в теории и практике исследовали Л. Якубинский «О диалогической речи»; Винокур Т. Г. «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи». Д. Б. Эльконин в книге «Развитие речи в дошкольном возрасте» отмечает, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого [2]. Бородич А. М в своей книге «Методика развития речи детей» рассматривает: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, умение задавать вопросы и отвечать на поставленный вопросы. Уровень связной разговорной речи зависит от словарного запаса ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. В научно-методической литературе указывается, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к негативному изменению личностного развития, растут проблемы взаимодействия с окружающими людьми, появляются сложности в умении адаптироваться в окружающей среде [3]. Вопросу развития речи детей в содержании программы «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» уделяется особое внимание, поэтому наш детский сад (город Воткинск МБДОУ д/с № 10) работает по программе «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» [4].
Владение родным языком, богатым словарным запасом — это важнейшее условие благополучия ребёнка в социальном, интеллектуальном развитии, освоении всех видов деятельности детей. Поэтому успешность реализации всей программы прямо зависит от внимания педагога к развитию речи ребёнка, от его умения грамотно построить педагогический процесс, направленный на своевременное освоение ребёнком родного языка. В старшем дошкольном возрасте основными направлениями развития речи детей становятся: — развитие содержательности и связности речи; — развитие речевого творчества и выразительности; — развитие способностей в речевой деятельности; — подготовка к обучению грамоте. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество».
Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. Для выработки хорошей дикции у детей, чёткого и благозвучного произношения, проводятся игры для развития речевого аппарата, при этом придумала и изготовила игру «Ветерок».
В игре развивается не только правильное речевое дыхание, но и воображение, развитие речи, партнёрские отношения. Особое внимание уделяется разговорам с детьми, обращая внимание на следующие моменты. Ежедневные утренние или вечерние разговоры, которые стали традиционным компонентом педагогического процесса у старших дошкольников. При этом тематика разговора может предлагаться воспитателем или (у нас чаще) по инициативе детей (детям очень хочется поделиться впечатлениями о прошедшем вечере, выходных или праздничных днях). Поддерживается стремление детей к обсуждению событий коллективного и индивидуального опыта, прогнозирование предстоящих событий. Для этого предлагается детям парами, тройками, подгруппами обсудить варианты решения бытовой, математической, игровой задач; выбрать правильную отгадку к загадке и обсудить её доказательство; подумать и предложить, что можно построить из строительного материала для сюжетно-ролевой игры в спасателей и т. п.
В непосредственно — образовательной деятельности воспитателю необходимо проявлять актёрское мастерство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие игровой и сказочной действительности, а также способность разделить с ребёнком эмоцию радостного удивления. Для закрепления звукового состава слова оформляется подсказка «Грамматический остров», где дети проявляют самостоятельность, обыгрывая «остров» в сюжетно — ролевых играх («Школа» и т. д.). В процессе работы с детьми складывалась определенная структура образовательной деятельности, на которых использовались различные упражнения, игры с целью помочь детям овладеть средствами образной выразительности. Идет знакомство детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т. п.), анализируются средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, по рассказу «Мамино сердце» (по Ф. Ярушникову) дети не только определили, но и ощутили — какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т. п.) Чтобы ребёнок хотел узнавать что — то новое нужно создать условия, при которых ему потребуется добывать эту информацию самостоятельно. Только тогда она будет для ребёнка личностно значимой. Для этого в группе детского сада воспитатели постарались создать волшебную атмосферу. Сначала в группе появился сказочный трон «именинника», самый важный день для ребёнка — день рождение, а значит чудеса. Во время дневного отдыха «прилетает» маленькая феечка, и именинник находит под подушкой подарочек. Все дети рассматривают и радуются приятным чудесам. Это первый шаг к развитию сказки, в которой участвуют дети. Но хотелось бы, чтобы ребёнок не только участвовал, но и сам создавал любой полюбившийся образ сказки или рассказа. А для этого необходимо общаться, развивать речь ребёнка. В последнее время часто звучат слова «развитие воображения, развитие творчества». Воспитатели, усиленно пытаются найти новые формы и методы решения этой задачи, но «мечта» творчества все время ускользает, и проблема остается. К сожалению, в наш жестокий социальный век ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами, ему негде раскрыться, выплеснуть свои эмоции, а если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри его, зачахнет. Организовывая совместную деятельность родителей с детьми «Вечерняя сказка» («сказка на песке»), где создается атмосфера свободного выражения чувств и мыслей, поощряя желание малышей быть непохожими на других, побуждая их фантазию, максимально реализуются их способности. Каждое сочинение — это кусочек жизни, поэтому дети с нетерпением ждут родителей и с удовольствием фантазируют. Им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире, видеть и слышать другого. При работе с ребенком одна из задач воспитателя — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно (игры с родителями на собрании, мастер — класс). В любое время по желанию родителей воспитатель можем дать устную консультацию по создавшейся проблеме или возникшим вопросам. Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов. Совместно с детьми родители участвуют в выставках и конкурсах. Необходимо осуществлять связь «родитель — ребенок — педагог», что позволит создать для детей условия самораскрытия, т. е. добиться успеха. Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, среди которых необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи).
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — с. 272.
- Д. Б. Эльконон Развитие речи в дошкольном возрасте. (Краткий очерк) [Электронные ресурс]: URL: http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm].
- Т. И. Гризик, Говорим правильно. Беседуем и рассказываем [Текст]: пособие для детей 5–6 лет / Т. И. Гризик. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2014.
- Н. В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — с. 240.