Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 25.03.2022

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Банникова, С. В. Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Банникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89726/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развития диалогической речи в настоящее время является социально значимой задачей дошкольного образования, так как диалог является благоприятной средой формирования личности. Согласно ФГОС особое внимание уделяется развитию конструктивного речевого взаимодействия с взрослыми и сверстниками, как основным средством общения. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, на которые педагог обращает внимание, когда он работает над задачей речевого развития дошкольника [1]. Проблемы развития диалогической речи в теории и практике исследовали Л. Якубинский «О диалогической речи»; Винокур Т. Г. «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи». Д. Б. Эльконин в книге «Развитие речи в дошкольном возрасте» отмечает, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого [2]. Бородич А. М в своей книге «Методика развития речи детей» рассматривает: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, умение задавать вопросы и отвечать на поставленный вопросы. Уровень связной разговорной речи зависит от словарного запаса ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. В научно-методической литературе указывается, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к негативному изменению личностного развития, растут проблемы взаимодействия с окружающими людьми, появляются сложности в умении адаптироваться в окружающей среде [3]. Вопросу развития речи детей в содержании программы «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» уделяется особое внимание, поэтому наш детский сад (город Воткинск МБДОУ д/с № 10) работает по программе «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» [4].

Владение родным языком, богатым словарным запасом — это важнейшее условие благополучия ребёнка в социальном, интеллектуальном развитии, освоении всех видов деятельности детей. Поэтому успешность реализации всей программы прямо зависит от внимания педагога к развитию речи ребёнка, от его умения грамотно построить педагогический процесс, направленный на своевременное освоение ребёнком родного языка. В старшем дошкольном возрасте основными направлениями развития речи детей становятся: — развитие содержательности и связности речи; — развитие речевого творчества и выразительности; — развитие способностей в речевой деятельности; — подготовка к обучению грамоте. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество».

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. Для выработки хорошей дикции у детей, чёткого и благозвучного произношения, проводятся игры для развития речевого аппарата, при этом придумала и изготовила игру «Ветерок».

Изображение выглядит как человек, внутренний, молодой, годовалый ребенок

Автоматически созданное описание Изображение выглядит как человек, внутренний, мальчик, молодой

Автоматически созданное описание Изображение выглядит как текст, человек, внутренний, молодой

Автоматически созданное описание

В игре развивается не только правильное речевое дыхание, но и воображение, развитие речи, партнёрские отношения. Особое внимание уделяется разговорам с детьми, обращая внимание на следующие моменты. Ежедневные утренние или вечерние разговоры, которые стали традиционным компонентом педагогического процесса у старших дошкольников. При этом тематика разговора может предлагаться воспитателем или (у нас чаще) по инициативе детей (детям очень хочется поделиться впечатлениями о прошедшем вечере, выходных или праздничных днях). Поддерживается стремление детей к обсуждению событий коллективного и индивидуального опыта, прогнозирование предстоящих событий. Для этого предлагается детям парами, тройками, подгруппами обсудить варианты решения бытовой, математической, игровой задач; выбрать правильную отгадку к загадке и обсудить её доказательство; подумать и предложить, что можно построить из строительного материала для сюжетно-ролевой игры в спасателей и т. п.

В непосредственно — образовательной деятельности воспитателю необходимо проявлять актёрское мастерство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие игровой и сказочной действительности, а также способность разделить с ребёнком эмоцию радостного удивления. Для закрепления звукового состава слова оформляется подсказка «Грамматический остров», где дети проявляют самостоятельность, обыгрывая «остров» в сюжетно — ролевых играх («Школа» и т. д.). В процессе работы с детьми складывалась определенная структура образовательной деятельности, на которых использовались различные упражнения, игры с целью помочь детям овладеть средствами образной выразительности. Идет знакомство детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т. п.), анализируются средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, по рассказу «Мамино сердце» (по Ф. Ярушникову) дети не только определили, но и ощутили — какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т. п.) Чтобы ребёнок хотел узнавать что — то новое нужно создать условия, при которых ему потребуется добывать эту информацию самостоятельно. Только тогда она будет для ребёнка личностно значимой. Для этого в группе детского сада воспитатели постарались создать волшебную атмосферу. Сначала в группе появился сказочный трон «именинника», самый важный день для ребёнка — день рождение, а значит чудеса. Во время дневного отдыха «прилетает» маленькая феечка, и именинник находит под подушкой подарочек. Все дети рассматривают и радуются приятным чудесам. Это первый шаг к развитию сказки, в которой участвуют дети. Но хотелось бы, чтобы ребёнок не только участвовал, но и сам создавал любой полюбившийся образ сказки или рассказа. А для этого необходимо общаться, развивать речь ребёнка. В последнее время часто звучат слова «развитие воображения, развитие творчества». Воспитатели, усиленно пытаются найти новые формы и методы решения этой задачи, но «мечта» творчества все время ускользает, и проблема остается. К сожалению, в наш жестокий социальный век ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами, ему негде раскрыться, выплеснуть свои эмоции, а если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри его, зачахнет. Организовывая совместную деятельность родителей с детьми «Вечерняя сказка» («сказка на песке»), где создается атмосфера свободного выражения чувств и мыслей, поощряя желание малышей быть непохожими на других, побуждая их фантазию, максимально реализуются их способности. Каждое сочинение — это кусочек жизни, поэтому дети с нетерпением ждут родителей и с удовольствием фантазируют. Им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире, видеть и слышать другого. При работе с ребенком одна из задач воспитателя — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно (игры с родителями на собрании, мастер — класс). В любое время по желанию родителей воспитатель можем дать устную консультацию по создавшейся проблеме или возникшим вопросам. Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов. Совместно с детьми родители участвуют в выставках и конкурсах. Необходимо осуществлять связь «родитель — ребенок — педагог», что позволит создать для детей условия самораскрытия, т. е. добиться успеха. Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, среди которых необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи).

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — с. 272.
  2. Д. Б. Эльконон Развитие речи в дошкольном возрасте. (Краткий очерк) [Электронные ресурс]: URL: http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm].
  3. Т. И. Гризик, Говорим правильно. Беседуем и рассказываем [Текст]: пособие для детей 5–6 лет / Т. И. Гризик. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2014.
  4. Н. В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — с. 240.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, диалогическая речь, дошкольное образование, игра, особое внимание, родитель, детский сад, Комплексная образовательная программа, образовательная деятельность, педагогический процесс.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Задать вопрос