В работе с детьми дошкольного возраста вопрос развития речи является одним из самых важнейших и приоритетных. Правильная и чистая речь — одно из условий нормального психического развития человека. Не существует такой области в деятельности человека, где бы ни употреблялась речь. А на этапе обучения речь особенно важна и нужна. Благодаря общению с окружающими ребенок познает мир, узнает много нового и интересного, способен выражать свои мысли.
Значимость и актуальность развития речи детей дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где определены задачи речевого воспитания детей: «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучение грамоте» [9].
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современной педагогике достаточно хорошо изучена и востребована. Этим вопросом занимались такие видные представители дошкольной педагогики, как Л. С. Выготский, Н.И. Гогоберидзе, А. Г. Жинкин, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, Д. Б. Эльконин, др.
Говоря об этой проблеме, Гогоберидзе А. Г. отмечал: «Дошкольный возраст — это период, когда ребенок активно усваивает все стороны и нормы родного языка. Целью обучения родному языку детей дошкольного возраста является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения, формирование предпосылок чтения и письма». [5].
Ученые отмечают, что непрерывное совершенствование речевых навыков является необходимой составляющей образованности и интеллигентности личности. Поэтому одна из главных задач речевого развития дошкольников — формирование речи, овладение нормами и правилами родного языка, умение логично строить высказывание. По мнению Ушаковой О. С.: «именно в умении свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний реализуется основная коммуникативная функция языка и речи» [10].
Нужно отметить, что уровень развития речи является важным показателем как общей речевой культуры личности, так и ее основных психических процессов (мышления, памяти, внимания, др.) и тем самым, отражает особенности общего психического развития ребенка. Поэтому овладение связной монологической речью является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе и в целом влияет на воспитания детей дошкольного возраста. Если ребенок способен рассказывать о событии, явлении, высказывать собственное мнение по определенному вопросу, значит, он имеет представление об объекте, может подобрать подходящие слова для выражения мыслей, способен выстраивать простые и сложные предложения, анализировать, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями.
Неоспоримая роль и значимость речи в формировании личности ребенка дошкольного возраста определяет выбор современных технологий по речевому развитию. Прежде всего, использование технологий должно обеспечить обогащение словаря, обучение детей составлению описательных и творческих рассказов, способствовать освоению ими различных форм речи: объяснительной, доказательной, пересказа и др.
В наше время развитие речи становится все более актуальной проблемой. Год от года уровень речевого развития детей дошкольного возраста становится все ниже. Действительность такова, что современные дети живут в огромном потоке информации. Живое вербальное общение заменяется «общением» с планшетом, телефоном, компьютером или телевизором.
Работая педагогом в детском саду, к сожалению, сталкиваюсь с тем, что всё реже можно встретить дошкольника, обладающего образной, богатой синонимами, дополнениями и описаниями речью. Чаще всего в речи детей встречаются множество проблем. Речь у детей в основном односложная, состоящая из простых предложений, без достаточного словарного запаса. Дети не способны грамматически правильно построить распространенное предложение, употребляют нелитературные слова и выражения. Дошкольники так же не способны доступно сформулировать вопрос, дать краткий или развернутый ответ, затрудняются логического обосновать свои утверждения и выводы. Большие трудности дети испытывают при построении сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, при пересказе текста своими словами. Например, знакомые сказки дети пересказывают хорошо, а вот незнакомый, только что прочитанный текст, пересказать не всегда смогут. Если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность, пропустить действия или события, свернуть концовку.
Безусловно, мною ведется работа по развитию связной речи на занятиях, где я использую различные методы и приёмы. Но для решения вышеперечисленных проблем передо мной встал вопрос о выборе более эффективных современных технологий по развитию связной речи.
Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средством обучения связной речи дошкольников являются приёмы мнемотехники.
Полянская Т.Б. в своих исследованиях определяет мнемотехнику как: «систему приемов, благодаря которым ребенка учат запоминать новую, нужную, трудную информацию и расширяют память» [8]. Как подчеркивает автор: «посредством мнемотехники совершается передача информации в образы (слуховые, зрительные, графические) и ассоциации; обеспечивается развитие памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей дошкольного возраста» [8].
«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система различных методов и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Суть мнемотехники проста и хорошо известна. Она основана на том, что человек в своем воображении может соединить несколько зрительных образов, и мозг эту взаимосвязь фиксирует. Впоследствии, при припоминании одного из образов, мозг воспроизводит по ассоциации все остальные соединенные зрительные образы. В работе по развитию речи в детском саду приемы мнемотехники заключаются в том, что на каждое слово, словосочетание или предложение придумывается картинка или схема . Ребенок смотрит на эти схемы-рисунки, легко запоминает информацию, а затем пересказывает ее содержание. Мнемотехника позволяет педагогу упростить процесс непосредственно-образовательной деятельности, организовать его в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Отмечу, что многимдетям трудно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Приемы мнемотехники позволяют наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с ощущениями. Кроме того, использование опорных рисунков в процессе заучивания стихотворений так же способствуют легкому и прочному их запоминанию, превращает процесс в увлекательную игру.
Дидактическим материалом мнемотехники являются: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Их я применяю на занятиях, для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов и загадок.
Начинаю свою работу со знакомства дошкольников с простейшими мнемоквадратами (одна картинка). С их помощью провожу работу над словом, знакомлю детей с его символическим значением и понятием «зашифровки» слова. Изображение может обозначать одно слово или словосочетание.
Постепенно перехожу к работе по мнемодорожкам. Это уже ряд картинок (от 3 до 5 шт.). Используя мнемодорожку, дети могут составить целые предложения, и даже небольшие рассказы.
Далее от мнемодорожек перехожу к работе с условными символами. На данном этапе дети осваивают кодирование сочетаний слов, в результате чего могут запомнить и воспроизвести предложение по условным символам.
Потом приступаю к работе по мнемотаблицам-схемам (символические изображения). Важно изобразить условно-наглядную схему, так, чтобы нарисованное было понятно ребенку. На одной картинке схематично может быть зашифрована целая мысль или даже часть произведения.
Приемы мнемотехники применяю с младшего дошкольного возраста. В этом случае использую цветные мнемотаблицы. Таким образом, в памяти детей лучше формируются отдельные образы: елочка — зеленая, солнышко — желтое и т. д. Для детей старшего возраста таблицы уже усложняю или заменяю картинку графическим символом, используя только один цвет.
Нужно отметить, что в процессе работы дети проявляют большой интерес к приемам мнемотехники. Это происходит на этапе использования мнемотаблиц, когда дети без труда могут пересказать знакомые произведения и даже придумать свои рассказы.
Итак, работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты: оказывает положительное влияние на речевое развитие дошкольников; формирует последовательное, логическое мышление; расширяет словарный запас; развивает умственные способности и кругозор в целом.
Литература:
- Белинова Н. В., Тивикова С. К., Колесова О. В. Развитие диалогических умений детей в условиях педагогического сопровождения // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 96–101.
- Бичева И. Б., Десятова С. В., Царева И. А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73–77.
- Бичева И. Б., Филатова О. М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 8.
- Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 96 с.
- Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности «Педагогика». — Москва: Академия, 2007. — 316 с
- Давыдова Т. Г., Ввозная Т. Г. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. № 1. С. 16.
- Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6–7 лет // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 79–84.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. 64 с. 29.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. 288 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1990. 359 с.