Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 722 раза

Библиографическое описание:

Бакашева, Е. В. Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр / Е. В. Бакашева, Ю. В. Ноарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4822/ (дата обращения: 16.12.2024).



Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Педагоги нашего детского сада полностью согласны с этой точкой зрения и на протяжении многих лет ведут кропотливую работу, направленную на приобщение детей к традициям русской культуры, на формирование любви к своей Родине и чувства гордости за нее. Каждый год они принимают участие в работе РМО по духовно-нравственному воспитанию, представляя свой опыт работы по данному направлению с использованием различных форм работы с детьми (беседы, экскурсии, создание мини-музеев), а также представляют свои авторские дидактические пособия: мобильный музей народной игрушки, «У пословицы в гостях», «В гости к дедушке Фольклору», «Матрешка-затейница» и другие.

Однако современное общество подталкивает нас к использованию новых, интерактивных форм работы с детьми. Применение ИКТ в ДОУ является мощным техническим средством обучения и воспитания. Дидактические интерактивные игры с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; позволяют сделать процесс обучения интересным и ненавязчивым.

Не так давно в нашей группе появился сенсорный стол. Его программное обеспечение включает большое количество игр для формирования у детей правил безопасного поведения, навыков счета, формирования представлений об окружающем мире и другие. Но мы решили разработать серию интерактивных игр, объединенных единой целью — «Формировать и расширять представления детей среднего и старшего дошкольного возраста о Малой Родине». В зависимости от игры достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач:

– расширять представления детей о разнообразии видов транспорта города;

– расширять знания детей о родном городе через знакомство с его достопримечательностями;

– расширять представления детей о растительном мире Нижегородской области;

– знакомить детей с птицами родного края;

– продолжать знакомить детей с видами гербов, их знаками, научить выделять герб родного города из других знаков;

– воспитывать чувство патриотизма, гордости за родной город, бережного отношения к нему;

– обогащать словарь детей, развивать связную речь.

– развивать память, в т. ч. зрительную.

Так как места в групповом помещении не очень много, и в группе можно разместить только один сенсорный стол, игры можно использовать в работе с детьми в малой подгруппе, или в индивидуальной работе, а также как один из компонентов викторины.

Путь воспитания любви к Родине выстраивается «от близкого к дальнему» — от любви к родному дому, к детскому саду, к улице, к городу, до любви к родной стране. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, о родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Первая игра, которую мы создали, называется «Дорога в детский сад».

Наш детский сад посещают дети не только с близлежащих улиц, многим приходится пользоваться общественным транспортом. В одном из заданий этой игры детям предлагается определить, на чем нельзя добраться до детского сада. Также можно спросить, что общего между этими видами транспорта (в них есть водитель, кондуктор, необходимо оплатить проезд) или, чем они отличаются (такси в отличие от автобуса и троллейбуса вмещает немного пассажиров; автобус и машина ездят на бензине, а для троллейбуса и трамвая необходимо электричество). Параллельно мы закрепляем правила поведения в общественном транспорте и на проезжей части. Если ребенок дает неправильный ответ, он слышит «Попробуй еще раз!». При правильном ответе ребенка раздается звук колокольчиков, картинка покачивается и появляется Забивака, ставший знакомым детям после проведения в нашем городе чемпионата мира по футболу.

Затем, основываясь на опыте ребенка, мы предлагаем детям определить, какую достопримечательность нельзя встретить по пути в детский сад.

Для расширения представлений детей о многообразии растительного и животного мира Нижегородской области, в следующих двух заданиях мы просим детей назвать птиц или деревья, которые нельзя встретить в нашей области и объяснить почему. Просим детей назвать птиц, которых они видят на экране, описать их, рассказать, чем они питаются, где их можно встретить. Также просим описать представленные деревья: какие у них листья, дают ли они плоды, как они меняются в зависимости от времени года. Дети также могут вспомнить и назвать песни, стихи или сказки, где встречаются названия этих деревьев.

Следующая игра называется «Достопримечательности Нижнего Новгорода».

Из нескольких достопримечательностей разных городов Забивака просит детей найти ту, которая находится в нашем городе (Нижегородский кремль, стадион, Чкаловская лестница). При правильном ответе появляется изображение Забиваки, раздаются аплодисменты.

Еще одна игра, которую мы создали, называется «Богатства Нижегородской области». Она представляет собой интерактивную карту Нижегородской области, которая позволяет детям совершить виртуальное путешествие в ее разные уголки, познакомить с её природными ресурсами, достопримечательностями, знаменитыми людьми. Нажав на красную сигнальную кнопку, обозначающую город, ребёнок виртуально переносится в тот город, где он хотел бы побывать или уже был. На экране появляется картинка города с изображением его достопримечательностей, или того, чем этот город знаменит (городецкие игрушки и пряники, хохломская или глиняная посуда, матрешки и так далее). Параллельно воспитатель рассказывает об этом городе. После ознакомления с городами Нижегородской области мы просим детей рассказать, что им понравилось в городе больше всего, предлагаем раскрасить матрешку или дымковскую игрушку, расписать кувшин или доску, а совместно с родителями начали создавать печатный альбом Нижегородской области.

Еще одна разработанная нами игра называется «Заколдованный город». Целью игры является закрепление представлений детей об архитектуре современных и старинных зданий и сооружений; знакомство с архитектурными особенностями Нижнего Новгорода.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу: Как называется наша страна? Как называется город, в котором вы живете? Какие улицы города вы знаете? Как называется улица, на которой ты живешь? Какие памятники нашего города вы знаете? Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете? Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал? Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Затем мы предлагаем детям рассмотреть изображения с контурами известных зданий Нижнего Новгорода, фотографии этих же сооружений, изображения похожих сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Нижегородского цирка — фотография цирка. Если ребенок дает правильный ответ, закрашивается один из элементов на изображении Забиваки.

В заключение хотелось бы сказать, что интерактивные компьютерные игры привлекают внимание детей и помогают педагогу ненавязчиво приобщать дошкольников к традициям родной культуры. Также большим плюсом является то, что их можно устанавливать на разном оборудовании — сенсорном столе, панели, компьютере, распространять среди родителей для использования в домашних условиях. Сейчас мы работаем над созданием еще нескольких игр и надеемся представить их в следующем году.

Литература:

  1. И. В. Алфёрова, Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО [Электронный ресурс] / И. В. Алферова. — М.: Maam.ru, 2014. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-informaciono-komunikacionyh- tehnologii-v-do.html
  2. Н. Н. Волохова, Т. В. Тимофеева, В. Ф. Князева Приобщение старших дошкольников к традициям родного края, «Учитель», 2014 г.
  3. Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании, М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Москва, 2014 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, Нижегородская область, город, игра, родной город, Нижний Новгород, сенсорный стол, общественный транспорт, правильный ответ.

Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Перспективный план по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование устного народного творчества

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Перспективный план по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование устного народного творчества

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос