Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 26.10.2013

Статья просмотрена: 13390 раз

Библиографическое описание:

Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 22.12.2024).

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Практически все исследования психологов, тема которых — анализ способов и условий развития мышления ребёнка, свидетельствуют: методическое руководство этими процессами не только возможно, но и высокоэффективно. Иными словами, специальная работа, цель которой — формирование логических приёмов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребёнка.

Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность ребёнка — игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал, поэтому развивать логическое мышление у дошкольников лучше всего с использованием дидактических игр [2].

Этой проблеме уделяли внимание А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, К. Распэ, Л. А. Венгер, А. А. Столяр, А. З. Зак.

Мышление — это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа: наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте [3].

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.

Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, смысловые соотнесения, закономерности и т. д.

Сравнение — это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Для того, чтобы научить ребёнка сравнивать, ему необходимо помочь овладеть следующими умениями: умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом; умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы; умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.

Дети дошкольного возраста обычно выделяют в предмете всего два — три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребёнок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения, можно постепенно научить ребёнка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты. Вместе с тем хорошо овладеть этим умением — значит научиться не только выделять свойства предмета, но и называть их [4].

Например, задан признак: «Найти все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Сюда можно отнести такие игры как «Сравни картинки», «Чем похожи и чем отличаются», «Найди такой же», «Найди похожую фигуру», «Покажи предмет, который отличается от других», «Найди лишний предмет» и т. д.  

Когда ребёнок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия.

Анализ — выделение свойств объекта из группы, или выделение объекта из группы объектов по определённому признаку.

Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, синтез — через анализ) [3].

Затем следует перейти к общим свойствам. При этом важно научить ребёнка видеть общие свойства сначала у двух предметов, а потом у нескольких.

К таким дидактическим играм можно отнести игры «Сложи фигуру», «Образуй фигуру», «Составь картинку», «Почини коврик», «Танграм», «Колумбово яйцо», и т. д.      

После того как ребёнок научился выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Для этого используются наглядные задания, в которых существенный признак уже определён или находится как бы «на поверхности», чтобы его легко было обнаружить.

Например, разные цветы могут быть похожи друг на друга или отличаться многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков и т. д., но у всех цветов остаётся неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то её уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять несущественные свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, а если изменить существенное свойство, предмет становится другим. Важно обратить внимание ребёнка на то, что общий признак не всегда является существенным, но существенный — всегда общим.

Классификация — это мыслительное распределение по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Ребёнок дошкольного возраста не в состоянии в полном объёме овладеть приёмами обобщения и классификации, так как в этом возрасте ему ещё трудно освоить нужные для этого элементы формальной логики. Однако некоторым умениям, необходимым для овладения приёмами обобщения и классификации, научить его можно. Используя игры: «Помоги разложить предметы», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Выдели множества и назови их» и т. д. можно сформировать следующие умения:

1.                                         Умение относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное.

Чтобы уметь относить конкретный объект к заданной взрослым группе (например, тарелку — к группе «посуда») или выделить из общего понятия единичное (например, «игрушка» — это пирамидка, машинка, кукла) дети должны знать обобщающие слова, только при этом условии возможно осуществление обобщения и последующей классификации.

2.                                         Умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначить образованную группу словом.

Развитие этого умения происходит обычно в несколько этапов. Сначала ребёнок объединяет предметы в одну группу, но назвать образованную группу не может, так как недостаточно хорошо осознаёт общие признаки этих предметов. На следующем этапе ребёнок уже делает попытки обозначить сгруппированные предметы, но вместо родового слова использует название одного из предметов группы (черешня, вишня, клубника — «черешни») или указывает на действие, которое может производить предмет или можно производить с предметом (кровать, стул, кресло — «сидеть»).

3.                                         Умение распределять объекты по классам.

Такое распределение всегда имеет относительный характер, поскольку многие объекты, вследствие своей сложности, не могут быть причислены только к какому-нибудь одному классу. Всё зависит от основания, по которому проводится классификация. Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми 6–7 лет, так как требует определенного уровня логического мышления).

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.); по размеру (в одну группу — большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку — длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.); по цвету (в эту коробку — красные пуговицы, в эту — зеленые); по форме (в эту коробку — квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.); по другим признакам нематематического характера (что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.) [1].

Все перечисленные выше примеры — это классификации по заданному основанию: взрослый сообщает его ребенку, а ребенок выполняет разделение. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному ребенком самостоятельно. Здесь взрослый задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание.

Систематизировать (находить закономерности) — значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Например, такие игры как: «Исправь ошибки», «Собери бусы», «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом», «Что было раньше», «Построй дорожку» и т. д.

Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Основные же логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, состоят в сериации и классификации объектов.

Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д. Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту).

Сериации могут быть организованы по цвету, например, по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

В старшем дошкольном возрасте ребенок может овладеть следующими умениями, необходимыми для осуществления систематизации:

1.                                         Умение находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду.

Для развития этого умения обычно используются задания, в которых к уже упорядоченным объектам необходимо добавить еще один, но не нарушающий закономерности их расположения. Решить задачу можно только в том случае, если найти эту закономерность. А чтобы найти ее, ребенок должен внимательно проанализировать каждый объект, включенный в ряд, и найти признак (принцип), по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего. На начальном этапе тренировки этого умения в заданиях данного типа следует использовать только наглядные признаки, то есть признаки, которые ребенок может обнаружить визуально. Такими признаками могут быть изменение количества элементов объекта, изменение его формы, цвета и т. п.

2.                                         Умение находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе двух и более признаков.

При развитии этого умения главное — обучить ребенка учитывать при поиске закономерности одновременно несколько признаков. С этой целью используется матрица (таблица каких-нибудь элементов), в которой необходимо учитывать отношения между объектами не только по горизонтали, но и по вертикали. При этом начинать нужно с простой матрицы (2 х 2) и одного — двух признаков. Такими признаками могут быть: изменение формы, цвета или пространственного расположения объекта, изменение количества объектов, прибавление или вычитание частей объекта. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки объектов одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения данных операций и осуществляется поиск решения задачи.

Кроме того, важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения, делать умозаключения.

Умозаключения — мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений одного суждения — вывода, заключения. Например: «Все девочки нашей группы — красивые» (первое суждение); «Маша ходит в нашу группу» (второе суждение); Маша — красивая (заключение, вывод из двух суждений).

Соотнести предметы по смыслу (смысловые соотнесения) — значит найти какие-то связи между ними. Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов или явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки.

Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать предметы между собой, обращая внимание на их функции, назначение, другие внутренние свойства или признаки. Сравниваемые предметы могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Например: «часть — целое» (колесо — машина, дом — крыша); на противоположности свойств предметов или явлений (соль — сахар, ночь — день); на сходстве или противоположности функций предметов (ручка — карандаш, карандаш -резинка); на принадлежности к одному роду или виду (ложка — вилка, яблоко — груша) и др. [4].

Обучение «смысловому соотнесению» — это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.

Последовательность обучения должна быть следующей:

1.                                         Смысловое соотнесение двух наглядно представленных предметов («картинка — картинка»).

Сначала малыш должен научиться соотносить по смыслу предметы, которые он непосредственно воспринимает. Так ему легче будет анализировать их особенности, определять их назначение и функции. Для этого ребенку предлагаются либо сами предметы, либо их изображения на картинках.

2.                                         Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом, обозначенным словом («картинка — слово»).

Сопоставление предмета, изображенного на картинке, с предметом, представленным в виде слова, является для малыша задачей уже более сложной. Ведь здесь, чтобы справиться с заданием, ребенок должен ясно представлять себе тот предмет, который задан в словесной форме. Этот этап обучения является как бы переходным к следующему этапу — развитию умения находить смысловые связи между предметами и явлениями, представленными словесно.

3.                                         Смысловое соотнесение предметов и явлений, представленных в виде слов («слово — слово»).

Слово может обозначать какой-нибудь предмет, его отдельное свойство, явление природы и др. Сначала следует предлагать задания, в которых ребенку по двум заданным словам нужно найти смысловую связь между конкретными предметами. Затем для сопоставления могут предлагаться все более абстрактные понятия, обозначающие свойства предметов, природные явления и т. п. При этом важно, чтобы понятия эти были знакомы ребенку [4].

К играм направленным на развитие умения соотносить предметы по смыслу можно отнести такие как: «Кому что≤», «Найди нужный предмет», «Что должно быть нарисовано вместо знака вопроса≤», «Выбери нужную картинку», «Ответь на вопрос» и т. д.

Дидактические игры направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в свободной деятельности детей, в досугах, с использованием различных методов и приёмов, таких как игра, беседа, совместное решение проблем и ситуаций.

Литература:

1.         Белошистая, А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 9. — С. 66–71.

2.         Давайте поиграем: Математические игры для детей 5–6 лет / Н. И. Касабуцкий [и др.]. — М.: Просвещение, 1991. — 80 с.

3.         Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. КН. 1. Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 687 с.

4.         Тихомирова, Л. Ф. Логика. Дети 5–7 лет / Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, признак, дошкольный возраст, свойство, умение, ребенок, группа, игра, логическое мышление, слово.

Похожие статьи

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Похожие статьи

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности