Мышление — это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.
Ключевые слова: мышление старших дошкольников, логическое мышление
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие ума, формирование мыслительного процесса и способностей, позволяющие быстро усваивать новое. Решение этой задачи кроется в методах подготовки к школьному обучению для развития мышления дошкольников.
Интеллектуальное развитие дошкольника — это основной составной отрезок его психического развития. В дошкольном возрасте идет развитие внимания, воображения, восприятия, памяти, а также возникновение первых форм абстракции, обобщения и несложных умозаключений, отталкиваясь от практического мышления к логическому. Значительное место в развитии интеллекта ребенка занимает математика, так как итогами обучения математике является конкретный стиль мышления [1]. В математике за основу взяты колоссальные возможности для развития мышления детей в ходе их обучения с раннего детства.
Обучение и развитие ребенка должны быть непосредственными, осуществляться через имманентную этому возрасту виду деятельности — игру.
Среди всего разнообразия игр, которые дают возможность раскрыть умственные способности ребенка, выделяют интеллектуально-развивающие игры. Главным предназначением этих игр является развитие операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Основным параметром этих игр является присутствие в них какого-то познавательного смысла, и поиск неявных решений игровой задачи, нахождение которых требует догадливости, сообразительности, оригинального творческого мышления, планирования своих умственных «шагов» [2-5].
В настоящее время в воспитании и обучении очень распространены логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, подразумевающие выполнение логических действий и операций.
Такие игры, как игры Кюизенера, игры с блоками Дьенеша развивают способность анализировать соответствие и несхожесть предметов, которое улучшается в ходе решения задач «на сопоставление». При выполнении заданий этих игр рационализируются зрительное восприятие и внимание, кратковременная память и воображение; развивается представление числа; дети учатся измерению с помощью мерки; развиваются комбинаторные способности; дети знакомятся с ориентированием; учатся выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры [6].
Одним из последствий, содействующих оптимальному процессу развития логического мышления, служит значительная помощь родителей. Развитие логического мышления играет немалую роль в дальнейшем обучении в школе, на занятиях по математике, в будущей жизни для детей [7-9].
Процесс развития логического мышления протекает постепенно. Один ребенок больше склонен к наглядно-образному мышлению, другой — к наглядно-действенному, третий может легко оперировать понятиями.
Логико-математическая игра одна из видов развития логического мышления. В ходе игры активизируются различные умственные процессы и принимают произвольное направление.
Практика математических игр повышает эффективность педагогической деятельности, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая обширное влияние на умственное развитие ребенка [10].
Таким образом, педагогические возможности логических игр очень колоссальны. Игры и упражнения по логике всесторонне развивают личность ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные способности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети распознают свойства предметов, чисел, арифметических действий, временных отношений; стараются делать умозаключения, систематизировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволяет ребенку успешнее учиться в школе.
Литература:
- Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие. Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. Проспект, 2013. – 320 с.
- Детская психология. Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. изд. пер. и доп. М., «Просвещение», 2010 г.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология — М.: Издательская корпорация «Логос», 2010. — 384 с.
- Артамонова Е. И., Тюников Ю. С. Оценка результатов исследования состояния подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2. С. 93–101.
- Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
- Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие процесса обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 49–53.
- Казаков И. С. Научно-методическое обеспечение персонифицированного обучения в педагогическом вузе // Sochi Journal of Economy. 2011. № 1. С. 66–69.
- Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
- Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Исторические аспекты развития инклюзивного образования в России и за рубежом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 100–107.