Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Перевозчикова, М. В. Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста / М. В. Перевозчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/archive/234/43005/ (дата обращения: 15.11.2024).



Мышление — это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Ключевые слова: мышление старших дошкольников, логическое мышление

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие ума, формирование мыслительного процесса и способностей, позволяющие быстро усваивать новое. Решение этой задачи кроется в методах подготовки к школьному обучению для развития мышления дошкольников.

Интеллектуальное развитие дошкольника — это основной составной отрезок его психического развития. В дошкольном возрасте идет развитие внимания, воображения, восприятия, памяти, а также возникновение первых форм абстракции, обобщения и несложных умозаключений, отталкиваясь от практического мышления к логическому. Значительное место в развитии интеллекта ребенка занимает математика, так как итогами обучения математике является конкретный стиль мышления [1]. В математике за основу взяты колоссальные возможности для развития мышления детей в ходе их обучения с раннего детства.

Обучение и развитие ребенка должны быть непосредственными, осуществляться через имманентную этому возрасту виду деятельности — игру.

Среди всего разнообразия игр, которые дают возможность раскрыть умственные способности ребенка, выделяют интеллектуально-развивающие игры. Главным предназначением этих игр является развитие операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Основным параметром этих игр является присутствие в них какого-то познавательного смысла, и поиск неявных решений игровой задачи, нахождение которых требует догадливости, сообразительности, оригинального творческого мышления, планирования своих умственных «шагов» [2-5].

В настоящее время в воспитании и обучении очень распространены логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, подразумевающие выполнение логических действий и операций.

Такие игры, как игры Кюизенера, игры с блоками Дьенеша развивают способность анализировать соответствие и несхожесть предметов, которое улучшается в ходе решения задач «на сопоставление». При выполнении заданий этих игр рационализируются зрительное восприятие и внимание, кратковременная память и воображение; развивается представление числа; дети учатся измерению с помощью мерки; развиваются комбинаторные способности; дети знакомятся с ориентированием; учатся выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры [6].

Одним из последствий, содействующих оптимальному процессу развития логического мышления, служит значительная помощь родителей. Развитие логического мышления играет немалую роль в дальнейшем обучении в школе, на занятиях по математике, в будущей жизни для детей [7-9].

Процесс развития логического мышления протекает постепенно. Один ребенок больше склонен к наглядно-образному мышлению, другой — к наглядно-действенному, третий может легко оперировать понятиями.

Логико-математическая игра одна из видов развития логического мышления. В ходе игры активизируются различные умственные процессы и принимают произвольное направление.

Практика математических игр повышает эффективность педагогической деятельности, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая обширное влияние на умственное развитие ребенка [10].

Таким образом, педагогические возможности логических игр очень колоссальны. Игры и упражнения по логике всесторонне развивают личность ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные способности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети распознают свойства предметов, чисел, арифметических действий, временных отношений; стараются делать умозаключения, систематизировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволяет ребенку успешнее учиться в школе.

Литература:

  1. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие. Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. Проспект, 2013. – 320 с.
  2. Детская психология. Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. изд. пер. и доп. М., «Просвещение», 2010 г.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология — М.: Издательская корпорация «Логос», 2010. — 384 с.
  5. Артамонова Е. И., Тюников Ю. С. Оценка результатов исследования состояния подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2. С. 93–101.
  6. Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
  7. Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие процесса обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 49–53.
  8. Казаков И. С. Научно-методическое обеспечение персонифицированного обучения в педагогическом вузе // Sochi Journal of Economy. 2011. № 1. С. 66–69.
  9. Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
  10. Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Исторические аспекты развития инклюзивного образования в России и за рубежом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 100–107.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, игра, дошкольный возраст, развитие ребенка, ребенок.


Похожие статьи

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Мышление является важнейшим процессом, влияющим на обучение и развитие ребенка, способствующим комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого р...

Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников

Развитие внимание начинается в дошкольном возрасте. Большое значение в формировании внимания является формирование сосредоточенности и устойчивости.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Похожие статьи

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Мышление является важнейшим процессом, влияющим на обучение и развитие ребенка, способствующим комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого р...

Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников

Развитие внимание начинается в дошкольном возрасте. Большое значение в формировании внимания является формирование сосредоточенности и устойчивости.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Задать вопрос