Ключевые слова: любознательность, экспериментирование, воспитание, обучение, мышление, познание, интеллектуальное мышление, когнитивный, эмоциональный, деятельностный, качество и количество детских вопросов.
На современном этапе развития общества к личности предъявляются достаточно высокие требования, которые связаны с умением ориентироваться в большом количестве информации, адекватно её воспринимать и перерабатывать. Развитие данных умений возможно при достаточно высокой познавательной активности, реализуемой в комплексе личностных свойств. Одним из ключевых свойств проявления познавательной активности является любознательность, она выражает собой активность в процессе познания, которая обеспечивает готовность и постоянство стремления человека к освоению новой информации.
В работах отечественных учёных любознательность рассматривается как интеллектуальное чувство, как условие мотивации, как мотив к деятельности и как свойство личности, а также как познавательная потребность и познавательный интерес.
В условиях реализации ФГОС развитие любознательности и инициативности выступает одной из важных задач организации процесса обучения и воспитания ребёнка, это обусловлено тем, что дошкольный возраст является периодом интенсивного становления личности и всех её сфер: познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой и т. д. Проявление любознательности играет важную роль в познавательной деятельности в целом и служит важнейшим условием подготовки ребёнка к обучению в школе.
В исследовании К. М. Рамоновой были определены критерии и показатели любознательности в старшем дошкольном возрасте. Автор выделяет три основных компонента любознательности и их показатели. К их основным компонентам любознательности относятся когнитивный, эмоциональный и деятельностный [6].
Показателями когнитивного компонента выступает осознанность любознательности, внимание и интерес к предмету или деятельности, которые проявляются через количество и качество детских вопросов.
Показателями эмоционального компонента являются устойчивость любознательности, положительное и эмоциональное отношение к предмету или деятельности.
Деятельностный компонент проявляется в активности любознательности, то есть активных самостоятельных действиях, направленных на изучение предмета, понимание его функционального значения и т. д.
Ребёнку дошкольного возраста от природы присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами реальности, а в старшем дошкольном возрасте дети уже задумываются о разных физических явлениях, например, таких как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде, различная окраска объектов в окружающей действительности и т. д.
Одним из средств развития любознательности в старшем дошкольном возрасте выступает детское экспериментирование.
Е. Э. Кригер определяет экспериментирование как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. В процессе экспериментирования дети не только отслеживают, но и анализируют особенности «поведения» предметов и объектов в специально созданных условиях, составляют задачу экспериментальной деятельности [2].
К структурным элементам экспериментирования относят: цель, планирование способов достижения цели, контроль процесса деятельности, включающий взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности.
Е. А. Меньшикова указывает, что основу для проявления любознательности ребенка в экспериментировании составляют противоречия между сложившимися знаниями, умениями и навыками, а также усвоенным опытом, и новыми познавательными задачами, и ситуациями, которые возникли в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения [5].
Важное значение в развитии любознательности детей старшего дошкольного возраста имеет учет педагогический условий организации этого процесса.
Процесс познания в дошкольном возрасте тесным образом связан с организацией предметно-развивающей среды. С. И. Кудинов считает, что во многом, развитие любознательности ребёнка старшего дошкольного возраста связано с окружающей его средой, наличием в этой среде стимулов, благодаря которым развиваются познавательные потребности. Именно от взрослых, от того, как они организуют предметно-развивающую среду ребёнка и его деятельность, зависит обеспечение условий для развития любознательности [3].
В связи с этим, важное значение играет создание в предметно-развивающей среде таких ресурсов, методических материалов, игровых материалов, экспериментальных центров, которые позволят, во-первых, реализовать у ребёнка потребность в познании и с помощью которых будет стимулироваться проявление любознательности у детей. В то же время, как отмечают исследователи, само по себе обогащение предметно-развивающей среды не может выступать источником развития любознательности, важное значение имеет педагогическое руководство деятельностью детей в условиях предметно-развивающей среды.
А. М. Матюшкин отмечает, что в старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому использование разных видов игр, особенно игр дидактических, игр, связанных с экспериментированием, познанием является важным средством развития любознательности детей. Большое значение имеет наполнение предметно-развивающей среды предметами многофункциональными, предметами, отражающими разные стороны окружающего мира, поэтому в зонах экспериментирования происходит оснащение различными материалами: природными, специальными, инструментами для экспериментирования и т. д. [4].
По мнению Ж. П. Конечной, в старшем дошкольном возрасте любознательность изначально обусловлена внешними свойствами предметов и явлений, недостаток у ребёнка знаний и жизненного опыта ограничивает возможность проникновения в сущность вещей, выделение их существенных признаков. Важное значение для развития любознательности имеет использование проблемного метода. Побуждение вопросов и любознательности у детей часто связано с тем, что дети оказываются в новой ситуации, либо сталкиваются с проблемой, либо знакомятся с материалом, в котором им не всё понятно. Это стимулирует проявление любознательности. Экспериментирование по своему содержанию тесным образом связано с разрешением противоречий, проблемных ситуаций, поиском ответов на вопросы [1].
Не менее значимым является также и взаимодействие с родителями и педагогами. Посредством проведения комплекса мероприятий для педагогов и родителей формируется система представлений об особенностях развития любознательности в старшем дошкольном возрасте, методах и приемах ее развития.
Таким образом, мы можем отметить, что в дошкольном возрасте любознательность представляет собой интегративное качество, которое проявляется в стремлении к получению знаний, необходимости обладания способом и системой получения знаний, стремлении к обработке новой информации. Одним из средств развития любознательности старших дошкольников выступает экспериментирование. К числу педагогических условий развития любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования относятся: разработка комплекса занятий по экспериментированию с учетом разнообразия тематики и содержания занятия, используемых материалов, активизации познавательной деятельности посредством постановки проблемы; организация развивающей предметно-пространственной среды; взаимодействие с родителями и педагогами.
Литература:
- Конечная Ж. П. Педагогические условия развития любознательности детей старшего дошкольного возраста // Образование и наука в современных условиях: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7). С. 122–124.
- Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф.. дис. канд. пед. наук. -Барнаул, 2010. 17 с.
- Кудинов С. И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: Монография. — Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 2011. 270 с.
- Матюшкин A. M. К проблеме порождения ситуативных познавате-льных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности: сб. статей / под. ред. O. K. Тихомирова. — М.: Изд-во МГУ, 2009. -232 с.
- Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ. 2009. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-psihologo-pedagogicheskoy-prirode-lyubopytstva-i-lyuboznatelnosti-detey (дата обращения: 04.04.2016).
- Рамонова К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. СПб, 2007. 187 с.