В данной статье рассматривается актуальность проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Она посвящена теоретическому и практическому изучению формированию познавательного интереса в процессе детского экспериментирования.
Ключевые слова: познавательный интерес, старший дошкольный возраст, детское экспериментирование.
На современном этапе государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Именно исследовательская деятельность помогает детям соответствовать требованиям ФГОС (ДОО), согласно которым, выпускник детского сада сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
В. С. Юркевич писал: «Познавательный интерес — это особая избирательная направленность личности на процесс познания в той или иной предметной области знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям» [3].
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности дошкольников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Как показывают исследования Поддьякова Н. Н. познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой — начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.
О. В. Дыбина писала: «Эксперимент — планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» [3, с. 97].
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
Анализ официальных документов, работ в области психологии и педагогики, посвященных вопросам формирование познавательного интереса у детей, показал, что существуют разнообразные подходы, но, однако, формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования не решены в полной мере.
Опираясь на теоретическую часть работы, мы провели исследование на базе МДОУ «Детский сад № 6 «Сказка», Республика Марий Эл, п.г.т. Приволжский. Для выявления уровня формирования познавательного интереса нами были отобраны диагностические методики: методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова); методика «Сахар» (Л. Н. Прохорова); методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич).
В результате анализа данных всех диагностических методик в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста средний уровень формирования познавательного интереса выявлен у 35 % детей, низкий уровень у 45 %, высокий уровень у 20 % детей. В контрольной группе у старших дошкольников средний уровень формирования познавательного интереса составляет 40 %, низкий уровень — 35 %, высокий уровень — 25 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что у контрольной группы уровень формирования познавательного интереса выше на 5 %, чем у экспериментальной группы. Необходимо повысить уровень познавательного интереса у экспериментальной группы. С данной целью будет проведен формирующий этап, который заключается в создании и реализации комплексов заданий по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Просвещение, 2005. — 172 с.
- Поддьяков А. Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. — 2013. — № 4. — С. 29–34.
- Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 21–23.