Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Автор: Мисякова Людмила Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 23.05.2020
Статья просмотрена: 765 раз
Библиографическое описание:
Мисякова, Л. В. Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности / Л. В. Мисякова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15856/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дети нашего времени существенно отличаются от предыдущего поколения. Современные дошкольники характеризуются комплексным развитием мыслительных операций и более высоким уровнем интеллекта. Они испытывают повышенную потребность в восприятии информации, в поиске возможности ее удовлетворения. Мною наработан и обобщен опыт по проблеме: «Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности». Исследовательская активность способствует становлению субъективной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
В последние годы отечественные исследователи отмечают снижение познавательного интереса, инициативности, самостоятельной активности у детей. Это однозначно отрицательно влияет на приобретение прочных и глубоких знаний, мобилизацию волевых усилий. С самого рождения ребенок является исследователем. Жажда новых эмоций и впечатлений, желание наблюдать и экспериментировать заставляют его искать новые сведения о мире. Знания и опыт, которые ребенок получает через собственный исследовательский поиск, значительно надежнее, достовернее и запоминаются лучше. Не случайно есть поговорка — «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В старшем дошкольном возрасте у детей происходит переход от наглядно-образцового мышления к словесно-логическому. Дети любознательны, эмоциональны, проявляют инициативу в умственном и практическом экспериментировании и наблюдении. Они учатся находить нужную информацию, анализировать ее, получать и накапливать знания, умело применять их на практике. У детей через любознательность и желание узнать новое развивается познавательный интерес. Знания, полученные без интереса, не сохраняются надолго в памяти и не становятся полезными. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, создание условий для формирования у него познавательной активности становятся важнейшими задачами современного образования.
На практике в детском саду я использую следующие методы исследовательской деятельности. Опыты и эксперименты: с водой (процесс изменения агрегатного состояния воды), с песком, бумагой, воздухом, воском и другими веществами и объектами. Наблюдения за живой и неживой природой: смена времен года, появление радуги, поведение птиц и насекомых, прилетающих на территорию детского сада, изменения в растениях и почве в зависимости от времени года и др. Рассматривание наглядного материала: макеты и модели планет, солнечной системы, вулканов, модели машин и другой техники. Коллекционирование и классифицирование: изготовление гербария, коллекции минералов, семян, круп и тематические выставки. Игры, путешествия, видеоэкскурсии: история изготовления бумаги, история создания летательных аппаратов, экскурсии. Работа с картами, фотографиями и иллюстрациями, видеоматериалами.
Один из целевых ориентиров ФГОС ДО гласит, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать». Данные качества эффективно формируются посредством экспериментирования. Детям присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее развивается его речевой словарь и процесс формирования умения использовать его в конкретных условиях общения. Я считаю, что одним из важных условий реализации технологий экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. В нашем детском саду созданы все условия для экспериментально-исследовательской деятельности детей.
В своей группе я создала уголок экспериментирования. Он создан для познавательного развития детей, повышения их интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время, это база для специфической игровой деятельности ребенка. Работа в уголке экспериментирования предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Результаты опытно-исследовательской деятельности побудили меня разработать дополнительную методическую разработку «Почемучка» и методическое обеспечение для детей старшего дошкольного возраста, которая направлена на развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности в условиях ДОУ.
Задачи методической разработки:
- Стимулировать стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов.
- Обеспечить постепенное овладение детьми исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования; создать ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опыта самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска.
- Создать обстановку «радости общего открытия нового» в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
- Обеспечить развитие творческого мышления, активной субъективной позиции и самостоятельности в решении возникающих проблем, выработке гипотез, предположений.
- Активизировать речевое развитие детей.
Содержание методической разработки обеспечивает развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость, скорость, направление, магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света в рамках реализации государственных требований в рамках образовательной области «Познание».
Занятия построены согласно блокам:
– окружающий мир (неживая природа);
– физические явления;
– полезные ископаемые;
– рукотворный мир.
Технология реализации содержания методической разработки «Почемучка» основана на экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников; предусматривает интеграцию с образовательными областями «Коммуникация», «Познание», «Безопасность». Методы и приемы, использованные мною, стимулируют мыслительную деятельность детей, включая загадки, поэтические строки, произведения искусства, активизируют самостоятельность, поддерживают познавательный интерес. Методическая разработка обеспечивается методическими рекомендациями и разработками системы занятий для старшей и подготовительной к школе группы.
Можно сказать, что, кроме игровой деятельности, в дошкольном возрасте в развитии личности ребенка огромное значение играет познавательно-исследовательская деятельность, в процессе которой идет накопление знаний и активизируется логическое мышление. В этом возрасте, чем интенсивнее и разнообразнее исследовательская деятельность ребенка, тем сильнее развивается в нем познавательный интерес. Вместо изученных вопросов и проблем приходят новые, исследуя которые ребенок получает больше информации, лучше, быстрее и полноценнее развивается.
Формирование исследовательских умений дошкольников — одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нем, опираясь лишь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому и нам, педагогам, необходимо постоянно находиться в поиске новых форм и методов, новых программ и технологий. Задача педагогов заключается в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать себя настоящим исследователем, изобретательным экспериментатором. Не нужно давать сразу готовый ответ, очень важно, чтобы ребенок обосновал, объяснил свою находку. Обсуждая с ребенком его ответы, я стараюсь дать ему возможность самоутвердиться, подчеркивая при этом его роль как автора. В своей работе с детьми я придерживаюсь сути высказывания В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Повысить интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности позволило введение в образовательный процесс нашей дошкольной организации модульной детской лаборатории. Работая в лаборатории, ребенок участвует в формулировании проблемы, осознает цель поиска, активирует накопленные ранее им самим знания, участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, проводит поисковую деятельность, самостоятельно применяет полученные знания.
Работая с дошкольниками, важно помнить: чем бы мы с ними не занимались, о чем бы они не рассказывали,- всегда идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем, и в конечном счете именно это отношение и будет определять, на что в будущем он, ребенок, направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидания.
Литература:
- Дунаева Н., Крылова И. Формирование представлений о растениях у детей 6 лет. М.: ДВ, № 1, 2018.
- Савенков А. И..Методика исследований в детском саду. — Самара: Учебная литература, 2007.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника.- М.: Мозайка-синтез, 2015.
- Рыжова Н. А. Исследования природы в детском саду.- М.: Русское слово-учебник, 2017.
- Давыдова Л. В. Мы идем в гости к муравьям.- М.: ДВ № 8, 2018.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозайка- синтез, 2015.