Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Бутырина Надежда Александровна, Кашина Наталья Михайловна, Свердлова Марина Геннадьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 20.11.2019
Статья просмотрена: 628 раз
Библиографическое описание:
Бутырина, Н. А. Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Бутырина, Н. М. Кашина, М. Г. Свердлова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15425/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современном мире, характеризующемся динамичностью и интенсивностью происходящих изменений, человеку довольно сложно ориентироваться и обрабатывать возрастающий поток информации. На этом фоне информационной перегрузки у детей наблюдается снижение познавательной активности.
На социально-педагогическом уровне значимость проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена тем, что познавательная активность является основой для формирования познавательных интересов ребенка, обеспечивающих мотивационную сторону деятельности, тем самым влияя как на процесс познания в целом, так и на овладение способами познавательной деятельности.
Познавательная активность является одним из проявлений активности ребенка и обусловлена потребностями во внешних впечатлениях, во взаимодействии с окружающим миром. В работах многих ученых отмечается, что познавательная активность является важнейшим проявлением субъектной позиции ребенка в деятельности. Познавательная активность представляет собой стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира и выступает как сложное личностное образование, формирующееся под влиянием комплекса факторов.
В дошкольном возрасте познавательная активность выступает как важнейшее условие успешного освоения ребенком разнообразных знаний, умений и навыков. В тоже время, как отмечают исследователи, у современных дошкольников познавательная активность снижена, это обуславливает необходимость создания условий для развития познавательной активности.
В старшем дошкольном возрасте наибольшую значимость приобретает экспериментирование как вид деятельности, в рамках которого формируются важные личностные новообразования детей. Именно поэтому экспериментирование рассматривается как одно из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Анализируя понятие «познавательная активность», мы познакомились с определениями ряда исследователей.
По мнению Е. И. Лосик, познавательная активность — это активность, направленная на внешний мир, которая базируется на ориентировочные рефлексы и направлена на развитие познавательной потребности посредством ориентировочно-исследовательской или поисковой деятельности [3, с.48].
М. И. Марусинец считает, что для познавательной активности характерны становление и совершенствование познавательной деятельности, которая направлена на поиск новой информации [5, с. 7].
И. С. Штепина определяет познавательную активность как вид активности, которую ребенок проявляет в процессе познания и которая выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале [8, с.90].
Как мы видим из приведенных определений, исследователи характеризуются разными взглядами на понимание познавательной активности. Основополагающим в вышеперечисленных определениях, на наш взгляд, является то, что познавательная активность является разновидностью активности, проявляемой ребенком в целом и отличается конкретными проявлениями, связанными с процессом познания.
Также исследователями поднимается вопрос о том, что является показателем познавательной активности. Одни ученые отмечают значимость инициативы в познании, стремлении строить полный и точный образ нового в проявлении познавательной активности. Другие ученые на первый план выделяют интенсивность деятельности, познавательно-исследовательские умения, целеполагание, настойчивость и самостоятельность.
Л. А. Беляева в качестве показателей познавательной активности определяет следующие: сосредоточенность и концентрацию внимания на изучаемом предмете; проявление инициативы ребенком в обращении к той или иной области знаний; стремление узнать больше, участвовать в процессе познания; положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности; эмоциональная вовлеченность в процесс познания. Познавательная активность тесным образом связана с потребностями ребенка в новых впечатлениях, в открытии нового, в стремлении к познанию в целом [1, с.16].
Важнейшую роль в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста играет понимание и учет структуры познавательной активности. Ю. А. Новопавловская выделяет три основных компонента в структуре познавательной активности: когнитивный компонент (осознанное внимание к предмету познания), эмоциональный компонент (положительное эмоциональное отношение к деятельности познания и эмоции, возникающие в процессе познания), деятельностный компонент (готовность осуществлять активные самостоятельные действия, связанные с познанием окружающего мира) [6, с. 46].
Познавательная активность различается также по уровню сформированности, по отношению к деятельности, по длительности и устойчивости, по характеру деятельности. Для нас особо значимым является различение познавательной активности по характеру деятельности на:
- Репродуктивно-подражательную (стремление запомнить и воспроизвести готовое знание, овладение способом действий по образцу).
- Поисково-исполнительскую (стремление понять смысл и суть явлений, установить связь).
- Творческую (инициатива в постановке цели и задач, выработка самостоятельной оптимальной программы действий, перенос знаний в новые условия).
Познавательная активность детей нуждается в развитии. Для этого необходимо создавать определенные условия с учетом возрастных особенностей развития детей. В старшем дошкольном возрасте оптимальные условия для развития познавательной активности формируются в процессе экспериментирования.
Согласно определению Н. Н. Поддъякова, экспериментирование представляет собой определенный способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность. В процессе экспериментирования у дошкольников повышается интерес к изучению объектов и явлений окружающего мира, развиваются мыслительные операции, стимулируется познавательная активность и любознательность детей, активизируется восприятие учебного материала [7, с.28].
Н. Н. Поддъяков подчеркивает, что детское экспериментирование является близким к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, поскольку именно в процессе самостоятельного или организованного исследования тех или иных объектов происходит его развитие. Для того, чтобы в процессе экспериментирования происходило развитие познавательной активности детей, необходимо создавать определенные условия. Поскольку в основе познавательной активности лежат потребности в познании, то необходимо стимулировать данную потребность через создание развивающей предметно-пространственной среды в группе [7, с.28].
Создание такой среды обеспечивается посредством организации как конкретных центров активности — например, Центра экспериментирования, — так и применением разных приемов включения детей в самостоятельную деятельность в развивающей предметно-пространственной среде группы. Внесение различных материалов для экспериментирования, проблемно ориентированные вопросы, познавательные беседы, совместное экспериментирование с последующим размещением материалов для экспериментирования в центре активности для детей позволяют создать благоприятные условия для развития познавательной потребности детей и стимулировать их познавательную активность. Исходя из этого, необходимо уделять большое внимание организации Центра экспериментирования и систематически, то есть еженедельно, планировать и осуществлять работу по внесению разнообразных материалов, стимулирующих познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Следующим немаловажным условием, на наш взгляд, является руководство педагогом процессом экспериментирования, которое предполагает использование педагогом комплекса методов и приемов работы, стимулирующих познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.
Процесс экспериментирования осуществляется поэтапно. Е. В. Марудова выделяет несколько этапов в организации и руководстве экспериментированием детей старшего дошкольного возраста. Первый этап является подготовительным, его целью выступает формирование у детей интереса к предстоящей деятельности. Для достижения этой цели используются такие приемы как: подготовка педагогом на глазах у детей необходимого оборудование; задание дежурным подготовить оборудование и разместить его на виду у детей; выделение объекта для опыта, предварительное рассматривание материала или объекта для опыта, чтобы дети угадали дальнейшие действия; показ фрагментов видеофильмов; рассматривание иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта или явления. Второй этап — этап начала опыта. На этом этапе основной целью является концентрация внимания детей на объекте, поддержание интереса и укрепление его, постановка задачи. На этом этапе дети высказывают свои предположения, обосновывают их. Основными приемами являются беседа, проблемно ориентированные вопросы, загадки. Третий этап — основной — направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире и умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности. На этом этапе дети выполняют эксперимент или опыт, фиксируют его результаты, анализируют достижения цели. Следующим этапом является заключительный этап, на котором подводятся итоги и формулируются выводы, определяется достижение поставленной цели, а также обсуждение, была ли подтверждена или опровергнута гипотеза проведенного исследования [4, с.34].
Руководство детским экспериментированием предполагает грамотное использование педагогом на каждом этапе работы соответствующих методов и приемов, которые в свою очередь будут стимулировать познавательную активность детей. На подготовительном этапе для развития познавательной активности в процессе экспериментирования важно пробуждать у детей вопросы, стимулировать процесс познания через ознакомление с новыми интересными фактами и столкновение детей с областью «незнания». На основном этапе уже в процессе экспериментирования для развития познавательной активности важно стимулировать инициативу и самостоятельность детей, побуждать их к применению усвоенных ранее способов познавательной деятельности в новых условиях и закреплению их переноса. На заключительном этапе для развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования важно использование педагогом приемов, которые позволяют закрепить освоенные способы познавательной деятельности, осознать детьми последовательность совершения действий в процессе познания и закрепления алгоритма познавательной деятельности.
Процесс экспериментирования в старшей группе необходимо организовывать при использовании таких методов работы с детьми, которые будут обогащать представления детей об окружающем мире и способствовать развитию познавательной активности как: наблюдения, игры-путешествия, опыты, эксперименты, трудовая деятельность в природе, экскурсии, экологические лаборатории, экологические сказки, экологические праздники, досуги, викторины, природоохранные акции, моделирование, проекты, дидактические игры.
Таким образом, анализ проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования показывает, что при создании необходимых условий в процессе экспериментирования повышается в значительной степени результативность работы по развитию познавательной активности. Ключевыми условиями развития познавательной активности в процессе экспериментирования в старшем дошкольном возрасте выступают: создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, использование разнообразных приемов педагогического руководства процессом экспериментирования, использование разнообразных форм и методов работы с детьми, обогащающих их представления об окружающем мире и помогающих им применять усвоенные знания, умения и навыки.
Литература:
- Беляева Л. А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Томск, 2004. — 25 с.
- Литвиненко С. В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период // Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. — 2010. — 4. — Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41–04/208-litvinenko.
- Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47–49.
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 128 с.
- Марусинец М. И. Изучение познавательной активности // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 12. — С.7–9.
- Новопавловская Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 8. — С. 46–48.
- Поддъяков Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. — М., 2000. — 152 с.
- Штепина И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89–91.