Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Боровская, Л. И. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Л. И. Боровская, М. Г. Свердлова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15042/ (дата обращения: 16.12.2024).



В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития познавательного интереса дошкольников является одной из приоритетных задач организации процесса обучения и воспитания. Это связано с тем, что дошкольный возраст рассматривается как период интенсивного становления личности и всех ее сфер — в частности, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой. Ориентиром современного дошкольного образования является такая организация процесса обучения и воспитания, в которой наиболее полно раскрываются возможности ребенка.

Познавательный интерес является проявлением познавательной активности детей, которая проявляется в дошкольном возрасте в стремлении ребенка познать окружающий мир, открыть для себя как можно больше нового. В основе развития познавательных интересов детей дошкольного возраста лежат познавательные потребности. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Г. И. Щукиной и других ученых подчеркивается, что развитие познавательного интереса является важнейшей основой для формирования умственных качеств личности, для развития самостоятельности и инициативности детей [1,5].

Проанализировав основные подходы к понятию «познавательный интерес» мы смогли установить следующее: проблема интереса в психолого-педагогической литературе является одной из самых сложных, но при этом достаточно широко изученных. Интерес связан с познанием окружающей действительности и является одним из важнейших стимулов активности человека.

В широком смысле интерес представляет собой стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Для этой направленности характерно постоянное стремление к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям.

Г. И. Щукина отмечает, что познавательный интерес является сложным образованием, в структуре которого можно выделить следующие компоненты:

  1. Интеллектуальный компонент (направленность на познание объекта, стремление постичь его сущность).
  2. Эмоциональный компонент (положительное эмоциональное отношение к объекту).
  3. Волевой компонент (степень сосредоточенности на данном объекте, применение усилий для достижения поставленной цели) [5].

В дошкольном возрасте формируются благоприятные предпосылки для развития познавательного интереса. Это связано с тем, что познавательное развитие в целом у детей дошкольного возраста является достаточно интенсивным. У детей к старшему дошкольному возрасту происходит переход на новый уровень познавательной деятельности, на котором обобщение знаний детей осуществляется с помощью речи, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, когда дети могут оперировать понятиями и представлениями без непосредственного восприятия объектов или предметов.

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста опирается на развитие всех психических процессов, которые в этот период продолжают свое развитие. Как отмечает А. И. Савенков, одним из эффективных средств развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста является экспериментирование [4].

Он определяет экспериментирование как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и формирует основы культурного познания окружающего мира [4].

Н. Н. Поддъяков считает, что детское экспериментирование очень близко к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, поскольку именно в процессе самостоятельного или организованного исследования тех или иных объектов происходит развитие ребенка [3].

В дошкольном возрасте экспериментирование бывает разных видов. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир выделяют случайные наблюдения или эксперименты, которые не требуют специальной подготовки, плановые эксперименты и эксперименты как ответы на детские вопросы. Из опыта работы мы хотим отдельно отметить возможности экспериментирования в развитии познавательного интереса [2].

Экспериментирование как вид деятельности создает благоприятные условия для развития познавательного интереса. Это проявляется, прежде всего, в том, что экспериментирование расширяет представления детей об окружающем мире и побуждает у детей новые вопросы, требующие ответа и, в свою очередь, это способствует развитию познавательного интереса. Благодаря экспериментированию происходит формирование у детей умений и навыков познавательной деятельности, поскольку дети характеризуются тем, что в процессе экспериментирования они учатся выделять проблему, выдвигать предположения, планировать свои действия, выполнять намеченный план и достигать поставленной цели.

С помощью экспериментирования происходит развитие всех структурных компонентов познавательного интереса. Подготовительная работа к экспериментированию часто содержит проблемные ситуации, противоречия, которые побуждают детей к изучению того или иного объекта, установлению причинно-следственных связей, пониманию его сущности. Это способствует в свою очередь развитию интеллектуального компонента познавательного интереса.

Сама деятельность экспериментирования вызывает у детей положительные эмоции, связанные с открытием чего-то нового, в результате формируется положительное отношение к самому процессу познания и это является основой для развития эмоционального компонента познавательного интереса.

В детском экспериментировании, как и в других видах деятельности, дети могут сталкиваться с определенными затруднениями, а также детям необходимо удерживать постоянно свое внимание на объекте и стремиться к достижению цели. Благодаря этому происходит развитие волевых качеств у детей, и это является базисом для становления волевого компонента познавательного интереса.

Для того, чтобы экспериментирование способствовало развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, необходимо осуществлять работу систематически. Данная работа может организована поэтапно. Экспериментирование с детьми может быть условно разделено на следующие этапы: на подготовительном этапе осуществляется работа, связанная с расширением представлений детей об окружающем мире, обогащением их знаний, расширением их кругозора для активизаций познавательной потребности. На основном этапе осуществляется работа, направленная на формирование у детей исследовательских умений и навыков, освоения способов познавательной деятельности, которые дети смогут использовать в самостоятельной деятельности. Также на основном этапе важно побуждать детей к самостоятельной деятельности, что может организовываться посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в группе. На заключительном этапе работы создаются условия для самостоятельного применения детьми познавательно-исследовательских умений и навыков в процессе экспериментирования.

Таким образом мы можем отметить, что развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментировании представляет собой целостный процесс, в основе которого лежит актуализация познавательной потребности детей, расширение их представления об окружающем мире, формирование у них умений и навыков, необходимых для осуществления собственной познавательной деятельности.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев. М., 2009. — 25 с.
  2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 80 с.
  3. Поддъяков, Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт / Н. Н. Поддъяков. — М., 2000–139 с.
  4. Савенков, А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики//Дошкольное воспитание [Текст] / А. И. Савенков. — 2000. — № 2. — С. 8–17.
  5. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, развитие, вид деятельности, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, экспериментирование, волевой компонент.

Похожие статьи

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Похожие статьи

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности