Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Боровская Любовь Ильинична, Свердлова Марина Геннадьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.05.2019
Статья просмотрена: 742 раза
Библиографическое описание:
Боровская, Л. И. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Л. И. Боровская, М. Г. Свердлова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15042/ (дата обращения: 15.11.2024).
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития познавательного интереса дошкольников является одной из приоритетных задач организации процесса обучения и воспитания. Это связано с тем, что дошкольный возраст рассматривается как период интенсивного становления личности и всех ее сфер — в частности, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой. Ориентиром современного дошкольного образования является такая организация процесса обучения и воспитания, в которой наиболее полно раскрываются возможности ребенка.
Познавательный интерес является проявлением познавательной активности детей, которая проявляется в дошкольном возрасте в стремлении ребенка познать окружающий мир, открыть для себя как можно больше нового. В основе развития познавательных интересов детей дошкольного возраста лежат познавательные потребности. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Г. И. Щукиной и других ученых подчеркивается, что развитие познавательного интереса является важнейшей основой для формирования умственных качеств личности, для развития самостоятельности и инициативности детей [1,5].
Проанализировав основные подходы к понятию «познавательный интерес» мы смогли установить следующее: проблема интереса в психолого-педагогической литературе является одной из самых сложных, но при этом достаточно широко изученных. Интерес связан с познанием окружающей действительности и является одним из важнейших стимулов активности человека.
В широком смысле интерес представляет собой стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Для этой направленности характерно постоянное стремление к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям.
Г. И. Щукина отмечает, что познавательный интерес является сложным образованием, в структуре которого можно выделить следующие компоненты:
- Интеллектуальный компонент (направленность на познание объекта, стремление постичь его сущность).
- Эмоциональный компонент (положительное эмоциональное отношение к объекту).
- Волевой компонент (степень сосредоточенности на данном объекте, применение усилий для достижения поставленной цели) [5].
В дошкольном возрасте формируются благоприятные предпосылки для развития познавательного интереса. Это связано с тем, что познавательное развитие в целом у детей дошкольного возраста является достаточно интенсивным. У детей к старшему дошкольному возрасту происходит переход на новый уровень познавательной деятельности, на котором обобщение знаний детей осуществляется с помощью речи, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, когда дети могут оперировать понятиями и представлениями без непосредственного восприятия объектов или предметов.
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста опирается на развитие всех психических процессов, которые в этот период продолжают свое развитие. Как отмечает А. И. Савенков, одним из эффективных средств развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста является экспериментирование [4].
Он определяет экспериментирование как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и формирует основы культурного познания окружающего мира [4].
Н. Н. Поддъяков считает, что детское экспериментирование очень близко к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, поскольку именно в процессе самостоятельного или организованного исследования тех или иных объектов происходит развитие ребенка [3].
В дошкольном возрасте экспериментирование бывает разных видов. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир выделяют случайные наблюдения или эксперименты, которые не требуют специальной подготовки, плановые эксперименты и эксперименты как ответы на детские вопросы. Из опыта работы мы хотим отдельно отметить возможности экспериментирования в развитии познавательного интереса [2].
Экспериментирование как вид деятельности создает благоприятные условия для развития познавательного интереса. Это проявляется, прежде всего, в том, что экспериментирование расширяет представления детей об окружающем мире и побуждает у детей новые вопросы, требующие ответа и, в свою очередь, это способствует развитию познавательного интереса. Благодаря экспериментированию происходит формирование у детей умений и навыков познавательной деятельности, поскольку дети характеризуются тем, что в процессе экспериментирования они учатся выделять проблему, выдвигать предположения, планировать свои действия, выполнять намеченный план и достигать поставленной цели.
С помощью экспериментирования происходит развитие всех структурных компонентов познавательного интереса. Подготовительная работа к экспериментированию часто содержит проблемные ситуации, противоречия, которые побуждают детей к изучению того или иного объекта, установлению причинно-следственных связей, пониманию его сущности. Это способствует в свою очередь развитию интеллектуального компонента познавательного интереса.
Сама деятельность экспериментирования вызывает у детей положительные эмоции, связанные с открытием чего-то нового, в результате формируется положительное отношение к самому процессу познания и это является основой для развития эмоционального компонента познавательного интереса.
В детском экспериментировании, как и в других видах деятельности, дети могут сталкиваться с определенными затруднениями, а также детям необходимо удерживать постоянно свое внимание на объекте и стремиться к достижению цели. Благодаря этому происходит развитие волевых качеств у детей, и это является базисом для становления волевого компонента познавательного интереса.
Для того, чтобы экспериментирование способствовало развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, необходимо осуществлять работу систематически. Данная работа может организована поэтапно. Экспериментирование с детьми может быть условно разделено на следующие этапы: на подготовительном этапе осуществляется работа, связанная с расширением представлений детей об окружающем мире, обогащением их знаний, расширением их кругозора для активизаций познавательной потребности. На основном этапе осуществляется работа, направленная на формирование у детей исследовательских умений и навыков, освоения способов познавательной деятельности, которые дети смогут использовать в самостоятельной деятельности. Также на основном этапе важно побуждать детей к самостоятельной деятельности, что может организовываться посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в группе. На заключительном этапе работы создаются условия для самостоятельного применения детьми познавательно-исследовательских умений и навыков в процессе экспериментирования.
Таким образом мы можем отметить, что развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментировании представляет собой целостный процесс, в основе которого лежит актуализация познавательной потребности детей, расширение их представления об окружающем мире, формирование у них умений и навыков, необходимых для осуществления собственной познавательной деятельности.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев. М., 2009. — 25 с.
- Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 80 с.
- Поддъяков, Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт / Н. Н. Поддъяков. — М., 2000–139 с.
- Савенков, А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики//Дошкольное воспитание [Текст] / А. И. Савенков. — 2000. — № 2. — С. 8–17.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. — 160 с.