Развитие математических способностей у детей
Автор: Раззоренова Ирина Вячеславовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 24.11.2023
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Раззоренова, И. В. Развитие математических способностей у детей / И. В. Раззоренова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8794/ (дата обращения: 16.11.2024).
Зачем развивать математические способности у детей? Это развитие логического мышления, которое развивает мыслительные операции, помогающие думать и развиваться ребёнку. А что такое логика? Логика — это способность к рассуждению, умение разговаривать и размышлять, развитие форм и приёмов интеллектуальной (мыслительной) познавательной деятельности. Математика в большей степени помогает развивать логическое мышление.
Педагоги и родители хотят, чтобы их ребёнок стал умным и успешным в жизни. Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирование его познавательных и творческих способностей. При эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.
Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно- следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудностей буквально с первых дней обучения в школе и ему не пришлось учиться с нуля, уже в дошкольный период, нужно готовить ребёнка к этому, развивая его способности.
Родители полагают, что главное при подготовке к школе — это научить ребёнка считать, знать цифры, уметь писать, складывать и вычитать. Однако, эти умения недолго выручают ребёнка на уроках. Запас таких знаний заканчивается быстро и несформированность собственного умения самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании, приводит к появлению проблем с математикой.
Ребёнок с развитым логическим мышлением имеет больше умений и навыков, для более успешного обучения во всех областях. Учебники в школе построены так, что ребёнок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Не следует думать, что развитие логического мышления — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Логическое мышление надо развивать с рождения ребёнка и это поможет ему в дальнейшем образовании.
Приёмы для развития логики — это сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — это называется логические приёмы мышления. При организации развивающей работы на формирование и развитие логических приёмов мышления, наблюдается развитие мыслительных операций у ребёнка.
Логическое мышление лучше всего развивать через формирование математических способностей. Усваивание материала лучше происходит через развитие мелкой моторики рук. Для младшего дошкольного возраста это лучше развивать через матрёшки, пирамидки, вкладыши и т. д. — это и есть сериация, т. е. построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.
Ещё детям нравится делать пальчиковую гимнастику, что также влияет на развитие мелкой моторики рук:
Графомоторные дорожки — это не только развитие мелкой моторики рук, эта работа требует серьёзной работы мозга и свободных скоординированных движений кистей рук малыша. Работа двумя руками одновременно, развивает оба полушария головного мозга. Что влияет на развитие умственных способностей:
Сериацию можно организовать по высоте, по размеру, по длине, по ширине, если предметы одного типа: машинки, куклы, тарелки, камешки и т. д., и просто по величине: например: «Поставь игрушки от маленькой к большой».
Например, можно ребёнку предложить иллюстрацию с заданием:
Ребёнку можно предложить, выбрать все красные (жёлтые, зелёные и т. д.) предметы, сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку — это будет уже анализ. Анализ — это выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определённому признаку.
Например, можно предложить ребёнку распределить фигуры по какому-либо признаку:
Синтез — это соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются, как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ).
Задания на формирование умения выделять элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно давать с первых шагов математического развития ребёнка. Например: «Возьми синий кубик»; «Возьми синий, но не кубик»; «Возьми кубик, но не синий».
Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребёнку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, синий или зелёный, квадратный или круглый и т. д. способ организации всестороннего рассмотрения является приём постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту. Например: у ребёнка есть пять синих больших круга и один синий квадрат. Ребёнок выявляет, какая фигура лишняя.
Психологическая способность к синтезу формируется у ребёнка раньше, чем способность к анализу. Если ребёнок знает, как это было сделано, то ему легче анализировать и выделять составные части, поэтому серьёзное значение уделяется в дошкольном возрасте — конструированию. Для конструирования используются: любые конструкторы, кубики, мозаики, разрезные картинки, вызывающие у ребёнка желание играть с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель: помочь ребёнку, если возникли трудности, и довести начатое дело до конца. Конструирование — это та же математика: надо взять большой или маленький кубик, нужна треугольная крыша и т. д. Сначала ребёнок делает постройки совместно с взрослым, а со временем он может ориентироваться по схеме или воплощать свои конструкции, в зависимости от своих фантазий.
В своих работах ребёнок использует метод-сравнение. Сравнение — это логический приём умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди!», например: перед ребёнком лежат игрушки, ему даётся задание: «Найди, что тут большое красное. (Мяч и кубик). Найди, что тут — красное и круглое. (Мяч). Ребёнок может использовать роль ведущего, как и второстепенную роль — отвечающего, это подготовит его к следующему этапу — умению отвечать на вопросы о предмете.
Сначала ребёнку легче сравнивать два предмета, а затем группы предметов. В начале он видит признаки различия предметов, а только потом-признаки сходства. Например: перед ребёнком лежат кубики разного размера: один большой и много маленьких, одного цвета. Задаётся вопрос: Какой кубик лишний? Почему?
Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребёнком на любые ситуации, требующие его применения. Показателем сформированности приёма сравнения будет умение ребёнка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Например, ребёнку предлагается задание:
Классификация — это разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания. Например: в красную коробку мы кладём только красные предметы, в зелёную-зелёные и т. д.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте, как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребёнком, если является результатом деятельности, произведённой им самостоятельно, например: классификации: эти все — большие, эти все — маленькие; эти все — зелёные; эти все -жёлтые; эти все — летают; эти все — бегают и т. д. Обобщение — это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
Например, можно предложить такие варианты игры на обобщение:
Это всё помогает различать и называть геометрические фигуры, развивает пространственные представления, математические способности, внимание, логику, воображение, тренирует моторику, глазомер, точность и т. д.
Логическое развитие ребёнка предполагает формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. При занятиях математикой ребёнок упражняется в развитии этих умений, т. к. в их основе лежат умственные действия: анализ, синтез, обобщение и т. д.
Например, можно предложить выполнить задание:
Таким образом, с помощью выполнения заданий на логику, мы развиваем математические способности.
Литература:
- Белошистая, А. В. Развитие математических способностей у дошкольников / А. В. Белошистая. — Текст: электронный // Яркие дети: [сайт]. — URL: https://www.yarkiedeti.ru/vsyo_o_rannem_razvitii/razvitie-matematicheskih-sposobnostej-u-doshkolnika/ (дата обращения: 22.11.2023).