Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 21.08.2019

Статья просмотрена: 4430 раз

Библиографическое описание:

Клемешова, Н. С. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62032/ (дата обращения: 16.12.2024).



Главная задача обучения, причём с самого начала, с первого класса, — учить рассуждать, учить мыслить.

Ведущий отечественный методист А. А. Столяр

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, находить и применять нестандартные решения. Именно поэтому наше общество нуждается в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем. Большинство профессий в современном мире требуют креативного подхода, активизации творческого начала.

Работая учителями начальных классов, нам часто приходится сталкиваться с тем, что в школу поступают дети с разным уровнем развития и подготовки. Как показывает педагогическое обследование детей на подготовительном этапе обучения развитие мышления, памяти, речи, внимания, воображения обучающихся находится на недостаточном уровне. Этот результат подтверждается и во время психологического исследования логического мышления. Большинство детей могут работать только по «шаблону», любое задание, требующее логического мышления, вызывает у них затруднение.

Занимаясь с разноуровневыми категориями обучающихся, перед нами встаёт задача организовать осознанное и прочное усвоение знаний всеми учащимися. Обучая школьников по программе «Школа ХХI век», которая направлена на развитие всесторонне-развитой личности, мы стараемся развивать у детей умение логически мыслить. Это умение помогает им в освоении школьного материала в урочной и внеурочной деятельности.

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов.

Анкетирование родителей детей проходящих предшкольную подготовку показывает, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию логического мышления (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Эта картина как показывает практика, во многом повторяется из года в год, поэтому считаем тему «Развитие логического мышления младших школьников» достаточно важной и работаем над ней на протяжении последних трёх лет.

Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с самых первых дней ребёнка в школе. Диапазон работы должен охватывать как уроки с элементами заданий на логическое мышление, так и занятия по внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия, разработанные для развития познавательных способностей учащихся.

На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления и представляет собой решение мыслительных задач. П. П. Блонский подчеркивал: «Мышление — та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей».

Мышление — это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

  1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).
  2. Наглядно-образное.
  3. Абстрактное (словесно-логическое).

Предметно-действенное мышление — мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление — мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению — это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной. Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой.

Для формирования словесно-логического мышления удобны, как уже было сказано, все урочные и внеурочные занятия, причём на любом этапе. С этой целью были подобраны задания.

Традиционно считается, что развивать логическое мышление лучше всего на уроках математики. Это в корне неверная точка зрения. Все уроки также дают учителю много возможностей для развития логического мышления и позволяют использовать учителю задания исследовательского характера.

В качестве факторов, помогающих предопределить вид предстоящих интеллектуальных операций, могут служить: специальный подбор и компоновка учебного материала, шифры, образцы. Ориентирами, направленными на предопределение лингвистических операций, служат пропущенные буквы; слова; словосочетания; буквы и слова, заключённые в скобках; изученные орфограммы.

Использование интеллектуально-лингвистических исследовательских заданий на уроках русского языка приводит к возрастающему интересу к предмету, проявление у школьников положительных эмоций при выполнении упражнений, обеспечение высокой активности учащихся на уроке, формирование правильной, логичной, доказательной речи.

Развивать логическое мышление можно и на уроках чтения. Казалось бы, чтение и логика — понятия не совместимые. Литературный образ и сухая абстрактная мысль! Однако именно такое сочетание благоприятно для обучения, поскольку через литературный образ учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в ситуации — всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам — необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы над развитием логического мышления на уроках литературы состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных. Решение логических задач на уроках литературы не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени повышает интерес к чтению.

На уроках окружающего мира логическое мышление развиваем на богатом учебном материале с помощью постановки проблемных вопросов, решения проблемных заданий и задач. Планируя урок, учитель должен выбрать наиболее эффективное место учебной проблемы в процессе обучения. Учебная проблема должна заинтересовывать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью. В течение урока учитель должен управлять ходом решения проблемы, вовремя выяснять причины затруднений в решении проблемы и оказывать своевременную помощь. Так же развитию логического мышления способствуют разнообразные тематические экскурсии и наблюдение за окружающим миром.

Учебный материал уроков математики особенно удобен для развития логического мышления. Наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что технология обучения математике должна быть такой, чтобы она продуктивно развивала логическую сторону интеллектуальных способностей ученика и закладывала прочную основу для изучения предмета на следующих ступенях обучения.

Система развивающих заданий на уроках математики обеспечивается, прежде всего, вариативностью, которая раскрывается не только в содержании, но и форме подачи математического материала. Вариативность заданий выражается в рассмотрении одного и того же математического содержания с различных точек зрения, в установлении разнообразных связей изучаемого понятия с другими, а также в выполнении задания теми или иными способами. На каждом уроке обязательно присутствуют задания на развитие всех логических приёмов мышления.

Считаем, что большую роль в деле развития логического мышления учащихся на уроках математики могут сыграть систематически и целенаправленно проводимые устные упражнения. Но особое место нужно отвести задачам. Для организации продуктивной деятельности учащихся, направленной на формирование умения решать текстовые задачи, учитель может использовать различные нестандартные задания позволяющие развивать логическое мышление к задачам, представленным в учебниках математики. Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствует развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; умения кратко, чётко и правильно излагать свои мысли.

На уроках изобразительного искусства учащиеся получают не только радость от прикосновения к прекрасному, но и развивают свои когнитивные качества: внимание, воображение, память и мышление. Именно наш мозг руководит творчеством и созиданием прекрасного через руку, а движения, в свою очередь, развивают мыслительные функции. Невозможно выполнить рисунок не проанализировав детально. Активная творческая деятельность предполагает создание образа на основе следующих мыслительных операций: сравнение образа с ранее полученным опытом зрительного восприятия; сопоставление отдельных частей как самого образа, как и образа с окружающей обстановкой; анализ детальной прорисовки; обобщение и выявление закономерности рисования.

Трудовое обучение занимает особое место в этих системах. Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным среди других учебных дисциплин развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста. Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Каждый акт мышления представляет собой единство знаний, умственных действий и отношений человека к совершаемой деятельности. Ручной труд является эффективным оредием для развития интеллекта и психики ребёнка. На уроках технологии совершенно особым образом соединяются рационально-логическое и художественное направления.

Как видим, логическое мышление должно развиваться на всех уроках в комплексе, регулярно, а не от случая к случаю. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеурочной работе. Формы организации такой работы различны. Высокая эффективность работы достигается, если она ведётся систематически, а не от случая к случаю. Внеклассная работа позволяет сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе. Нельзя недооценивать и роль предварительной подготовки к участию в олимпиадах, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях. Ведь она сама по себе уже достигает многих учебных целей.

Исходя из вышеизложенного необходимо отметить, что дорог каждый день жизни детей и нельзя упустить время в первые годы его обучения. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них, а без способности к самостоятельному мышлению, на наш взгляд, невозможно интеллектуальное развитие ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, младший школьный возраст, урок математики, задача, мышление, наглядно-образное мышление, развитие, ребенок, урок, учебный материал.


Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как одна из здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Развитие любознательности и наблюдательности у детей начальной школы (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как одна из здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Развитие любознательности и наблюдательности у детей начальной школы (из опыта работы)

Задать вопрос