Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 18.04.2021

Статья просмотрена: 348 раз

Библиографическое описание:

Турарбек, А. Т. Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач / А. Т. Турарбек, А. Ж. Кусмолдаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 300-303. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80158/ (дата обращения: 22.12.2024).



Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основываясь на работах известного психолога Жана Пиаже, мы знаем, что формирование и развитие логического мышления происходит у детей в возрасте от 12 до 14 лет. В статье раскрывается уровень логического мышления у казахстанских учеников, который остается достаточно низким. В рамках исследования берутся учебники нескольких издательств, по которым учатся современные школьники, при этом особое внимание уделяется качеству и количеству заданий в учебниках математики. Одна из важнейших задач образования — это формирование универсальных учебных пособий, где задания считаются самым эффективным средством для развития логической грамотности, умения анализировать и излагать мысли. Авторы предлагают пути решения проблемы. Один из основных и реальных путей в современном мире — это необходимость внести изменения в учебники.

Ключевые слова: логическое мышление, умственные способности, комплекс заданий, качества заданий, психолог Жан Пиаже.

На сегодняшний день весь мир сосредоточен на развитии у детей навыков мышления: было проведено множество исследований, в которых принимались во внимание возрастные, психологические и ментальные способности детей. Такой подход направлен на внедрение эффективных форм и методов преподавания, а также на формирование жизненных навыков у учеников начальной школы. Исходя из потребностей индивидуального обучения, стратегии включают в себя решение определенных математических заданий. Логическое мышление признано ключевым фактором в продвижении концепции устойчивого развития международного образования, т.к. «Имея глубокое знания, развивая логическое, творческое и критическое мышление у учеников, учителей и студентов, развиваешь навыки сотрудничества и интерес к образованию».

Логическое мышление играет очень важную роль в жизни человека. Развитие способности к логическому, творческому и критическому мышлению помогает усваивать новые темы и знания и использовать их для решений многочисленных заданий. Для этого важно готовить детей психологически и морально вне зависимости от того, какими навыками владеет ребенок и каков уровень его подготовки. Перед тем, как идти в первый класс, важны готовность ребенка и родителей – готовность к обучению, умение делать самостоятельные выводы, ясно формировать мысли, умение рассуждать и строить конструкцию из полученных знаний, разбор книг с заданиями, которые направлены на развитие мышления и способности воображать.

Познавательная деятельность человека — это мышление. Существует множество видов мышления, например, логическое, теоретическое, практическое, эмпирическое, интуитивное и т.д. Логическое мышление у человека развивается с раннего возраста, либо искусственным, либо естественным путем [1].

История. Известный швейцарский психолог и философ Жан Пиаже на протяжении всей своей жизни исследовал психологию детей, он является создателем теории когнитивного мышления. В книге «Избранные психологические труды», вышедшей на русском языке в 1969 г., сказано, что немаловажную роль в развитии мышления играет обучение математике. Работы Ж. Пиаже известны во всем мире, он является классиком детской психологии. Со временем многие его теории были оспорены. Независимо от этого, анализ и исследование логического мышления у детей вызывают большой интерес многих других математиков, во многом они соглашаются с результатами его работ [2].

Связь между математикой и логикой замечена ещё со времен Пифагора (VI век до н. э.), но с тех пор математика идет как отдельная дисциплина. Однако для освоения математических теорий и формул необходимо логическое мышление определенного уровня. По мнению ученых и исследователей для развития логического мышления необходимо решать математические задания. Существуют достаточно целенаправленные методики и дисциплины для развития логического мышления [3–4].

Жан Пиаже в своей книге «Речь и мышление ребенка» описывает формирование логического мышления детей в возрасте от 4 до 15 лет. За основу своей работы он брал статистические данные по результатам решаемых детьми логических тестов и кейсов. Исследования проводились в середине XX века, причем исследовались не только дети из Западной Европы, но и дети из СССР. По результатам задач было определено, что у ребенка до 10 –11 лет мышление бывает эгоцентрическим. По мнению Жана Пиаже, эгоцентризм — это не эгоизм, так как в представлениях ребенка о внешнем мире он является центром координат. В зависимости от окружающего мира у детей примерно после 11–12 лет эгоцентрическое мышление уменьшается и начинает закладываться фундамент формального и абстрактного мышления, так как ребенок в возрасте 7–8 лет не умеет давать определения вещам, не видит смысла в логических обоснованиях. Например, если спросить у детей «Что такое вилка?» или «Кто такая мама?», дети отвечают функциональным описанием предмета, например, «вилкой можно кушать», но затрудняются давать предметам определения. Следовательно, в этот период развиваются другие типы мышления, например, визуальное и практическое. Многие родители, перед тем как отправить детей в школу, заставляют детей много упражняться, решать различные задания, чтобы они могли рассуждать и анализировать ситуацию, но делают это не целенаправленно [5].

Рассуждения и ход мышления у детей в целом зависят от окружающей среды, социального статуса родителей и уровня жизни в стране проживания. Совместные игры развивают речь и мышление, так как основной способ социализации детей — это игра. То же самое можно сказать и о детях старше 7 лет, занимающихся учебной деятельностью. Таким образом, при помощи коммуникации и простых визуальных игр у школьников начальных классов можно развить образное мышление [6]. В свою очередь, образное мышление способствует овладению другими законами логики.

Опыт показывает, что у казахстанских школьников не наблюдается качественного продвижения в базовой логике. Можно ли сказать, что низкий уровень развития логического мышления объясняется тем, что в стенах школы логическое мышление, доказательства, рассуждения не востребованы при обучении?

В процессе решений любых вопросов и задач ребенок ссылается на суждения, тем самым производит определенные действия. Недостаток жизненного опыта приводит к наивным выводам, не соответствующим действительности [7].

Методика. На основе вышеуказанной гипотезы проведено эмпирическое и теоретическое научное исследование, в котором были использованы такие методы как наблюдение, сравнение, эксперимент и анализ [8]. В рамках исследования были взяты казахстанские учебники издательств «Мектеп» и «Атамұра». Во всех учебниках для 5-11 классов есть теоретический материал и задания для закрепления информации по темам. Особое внимание уделялось учебникам по математике за 5 класс, так как логическое мышление у ребенка должно быть на том уровне, чтобы он мог освоить основы математического построения задач, операций и формул [9–10]. Общие характеристики учебников указаны в таблице 1.

Таблица 1

Описание книг

Издательство

Мектеп

Атамұра

Авторы

А. Е. Абылкасымова, Т. П. Кучер, З. А. Жумакулова

Т. Алдамұратова, Е. Байшоланов

Год издания

2017

2017

Класс

5

5

Предмет

Математика

Математика

Количество тем

28

35

Количество заданий по темам

От 10 до 20

От 7 до 15

Количество логических заданий

4–5 (в некоторых темах отсутствуют)

1–2 (в некоторых темах отсутствуют)

Так как в любой книге присутствуют задания нескольких типов, многое зависит от учителя, на что именно он акцентирует внимание учеников и в каком направлении ведет диалог с учениками. Так, можно увидеть, что упражнения на логику в учебнике издательства «Атамұра» составляют 18,2 %, а в учебнике издательства «Мектеп» 30,1 %. В учебниках обоих издательств 70–80 % заданий такого характера как «Выполните действия…», «Решите уравнения…» и «Найдите значение выражения».

В исследовании участвовали две школы, находящиеся близко друг к другу. Это средние школы №11 и №37 Талгарского района Алматинской области. Общее количество отличников, хорошистов и троечников примерно одинаковое (Табл. 2).

Таблица 2

Информация об учениках

Номер школы

№ 11 средняя школа

№ 37 средняя школа

Местонахождение

Алматинская обл., Талгарский р., с. Даулет

Алматинская обл., Талгарский р., с. Жаналык

Количество учеников в классе

21

28

Количество отличников

6

8

Количество хорошистов

11

12

Количество троечников

4

8

Результат. Ученикам были даны 40 логических задач не из учебника, решение которых требовало использования метода рассуждения, метода таблиц, метода преобразования логических выражения, метода алгебры логики и метода блок-схемы. Тематика задач:

1) Переправы и разъезды

2) Переливания

3) Взвешивания и фальшивые монеты

4) Числа из спичек

5) Равенства из спичек

6) Фигуры со спичками

7) Передвижения

8) Вычисление возраста

9) Время и часы

10) Честные и лжецы

11) Последовательность фигур

12) Последовательность чисел

13) Экономические задачки на проценты

14) Графы и таблицы

15) Софизмы

В результате можно увидеть, что общий процент обучающихся по учебникам разных издательств не сильно отличается. Следовательно, количество заданий и количество логических заданий играет роль в формировании логического мышления у учеников (Табл. 3). Но несмотря на это в старших классах тематика заданий не меняется. Количество заданий в 5–7 классах намного меньше, чем в 9–11 классах, т.к. после 9 класса в учебных программах многих стран СНГ ученики выбирают направление. Посмотрев учебники за 10-11 классы математического направления, можно встретить задания на использование метода проб и ошибок, решения, основанные на интуиции, которые требуют определенного уровня мышления. В данных задачах уклон идет на развитие критического мышления, так как в результате их решения необязательно строго формулировать ответ, он не требует единственно правильного решения.

Таблица 3

Информация о результате тестирования

Издательство

Мектеп

Атамұра

Количество заданий

40

40

Средний балл отличников

75 %

79 %

Средний балл хорошистов

70 %

66 %

Средний балл троечников

55 %

30 %

Общий процент

66 %

58,4 %

Заключение. Логическое мышление у детей можно развить двумя путями. Первый — обучить ребенка в рамках дополнительных курсов, но так как в естественных науках они глубоко специализированы, данные курсы могут изучать только заинтересованные лица. Второй — учитель самостоятельно подбирает задания из разных источников с разнообразной логической структурой. Так или иначе, количество заданий в учебных пособиях на развитие логического мышления для 5–9 классов недостаточно.

Возраст от 12 до 14 лет является наиболее продуктивным для развития логического мышления. Во многих странах, в том числе и в Казахстане, в этом возрасте дети обучаются в 5–7 классах. Для полноценного развития ребенка рекомендуется формирование у него всех видов мышления: логического, теоретического, практического, эмпирического, творческого и интуитивного.

Литература:

  1. Болонский П. П. Память и мышление. — СПб.: Питер, 2001. — 422 с.
  2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с. — Доп. тит. л. фр., англ. — Библиогр.: с. 646–659.
  3. Зиновьев А. А. Логика науки. М.: Мысль, 1971. 279 с.
  4. Osman N., Kassim H. Exploring strategic thinking skills in process oriented task in ESL classroom // Procedia — social and behavioral sciences. 2015. No. 171. P. 937–944.
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб.:СОЮЗ, 1997. — 256 с.
  6. Вилюнас В. К. Развитие мышления у детей. — Рославль: Академия развития, 1996 – 239с.
  7. Кравцова Е. Е. Мышление дошкольника. — Москва, 1977. — 276 с.
  8. Основы научных исследований: учеб. пособие / [А. А. Бубенчиков и др.]; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2019.
  9. Математика: Жалпы білім беретін мектептің 5 — сыныбына арналған оқулық. / Т.Алдамұратова, Е.Байшоланов. — Алматы: Атамұра, 2017.
  10. Математика: Жалпы білім беретін мектептің 5 — сыныбына арналған оқулық. /А. Е. Абылкасымова, Т. П. Кучер, З. А. Жумакулова. — Алматы: Мектеп, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, ребенок, задание, класс, критическое мышление, развитие, учебник, ученик, образное мышление, особое внимание.


Ключевые слова

умственные способности, логическое мышление, комплекс заданий, качества заданий, психолог Жан Пиаже

Похожие статьи

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Детское экспериментирование в период развития ребенка

Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Формирование исторического мышления учащихся на уроках истории в школах Вьетнама

Способность к историческому мышлению является одной из способностей, которыми занимается историческое образование. Во Вьетнаме в общеобразовательной программе 2018 года способность к историческому мышлению была четко упомянута в программе по истории....

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное благополучие

В первой части материала раскрывается содержание понятия «школьное благополучие» и взгляд на обеспечивающие его мозговые механизмы с точки зрения нейропсихологического подхода. Известный российский нейропсихолог А. В. Семенович дает такое определение...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Похожие статьи

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Детское экспериментирование в период развития ребенка

Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Формирование исторического мышления учащихся на уроках истории в школах Вьетнама

Способность к историческому мышлению является одной из способностей, которыми занимается историческое образование. Во Вьетнаме в общеобразовательной программе 2018 года способность к историческому мышлению была четко упомянута в программе по истории....

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное благополучие

В первой части материала раскрывается содержание понятия «школьное благополучие» и взгляд на обеспечивающие его мозговые механизмы с точки зрения нейропсихологического подхода. Известный российский нейропсихолог А. В. Семенович дает такое определение...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Задать вопрос