Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

Педагогика
22.02.2020
403
Поделиться
Библиографическое описание
Волкова, О. В. Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы) / О. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67614/.


В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей с ТМНР. Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода, что очень важно для воспитанников при формировании навыков самообслуживания.

Ведущие виды деятельности детей-инвалидов, детей с ОВЗ, в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», в соответствии с диагнозом и степенью нарушения психических функций: формирование культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания; предметно-практическая деятельность; ознакомление с окружающим миром и развитие речи (чаще жестовой); игровая деятельность.

После обследования детей составляется индивидуальная программа развития на каждого ребенка, которая включает в себя следующие направления: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, формирование моторных навыков, социальное развитие, самообслуживание, развитие движений.

Современный взгляд на место изобразительной деятельности детей в коррекционно-педагогическом процессе существенно изменился. Она рассматривается как деятельность, цели, строение, мотивы и средства которой совершенно отличаются от изобразительной культуры взрослых. Изобразительная деятельность, по существу, возникает в русле коммуникативной потребности ребенка и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности.

Основные усилия при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью рисованию направляются, прежде всего, на стимулирование и развитие «графической активности».

На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к выполнению изображения вместе со взрослым (прибегая к совместным действиям).

Любое занятие изобразительной деятельностью на первом этапе обучения должно протекать в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформированности на первом этапе обучения у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности, так как крайне низкий уровень сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений. Невозможным является решение собственно изобразительных задач (нарисовать), поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования.

Изобразительные игры проводятся с детьми как на занятиях в соответствии с расписанием работы воспитателя, так и во время, отведенное для свободной деятельности, а также на прогулке. Учитывая низкий уровень самостоятельности детей, недоразвитие познавательной активности и познавательной деятельности, внимания, целесообразно их проводить индивидуально или с небольшими группами детей.

Жестко формулировать требования к развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью считаем неправомерным. На занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15–25 минут. Организация досуга и контроль занятий — основные задачи учреждения.

Пример конспекта занятия по рисованию:

«Яйцо для бабушки и дедушки».

(Рисование оттисков печатками из картофеля)

Цель: познакомить воспитанников с нетрадиционным приемом рисования — печатками из картофеля. Способствовать развитию интереса к предметно-практической деятельности.

Задачи:

Образовательные: формировать у воспитанников навыки изобразительной деятельности, используя нетрадиционные техники «оттиск печатки из картофеля» красками разных цветов (красный, синий, желтый). Учить внимательно слушать рассказ воспитателя.

Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику рук (захват предмета и удержание его в руке), работать по образцу, коррегировать ориентацию в пространстве, эмоционально-волевую сферу.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, культуру коммуникативных отношений. Вызвать у воспитанника положительный эмоциональный отклик на сказку.

Возрастная направленность занятия: группа интенсивного ухода (дети с ТМНР), старший школьный возраст. Уровень развития — 2–3 года.

Наглядно-дидактический материал: настольный кукольныйтеатр со стигисами героев сказки — «Курочка Ряба»: дед, баба, курочка, мышка. Белое и желтое яйца (капсулы киндер-сюрприза), ложка.

Раздаточный материал: образец украшенного яйца,печатки из картофеля в виде кругов и треугольников, сердечек; вырезанное из бумаги яйцо, баночки с разноцветной гуашью, мисочка с водой, влажные салфетки, одноразовая тарелка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Здравствуйте! (поздороваться с ребенком за ручку, посмотреть в глаза, установить зрительный и тактильный контакт, а затем с гостями вместе с воспитанником жестом приветствия, сопряжено).

Игровая мотивация:

Тук-тук-тук! Кто пришел в гости? Кукла Катя. Она принесла нам кукольный театр. Давай, расскажем ей сказку о Курочке Рябе. Да, расскажем, садись с нами вместе. Показываем воспитаннику, гостье, гостям кукольный спектакль по сказке «Курочка Ряба». Показываю, как дед и баба плачут, как они пытаются разбить яйцо. В процессе чтения сказки обращаюсь к ребенку, чтобы он показал, как плачут дед и баба. Как разбивают яйцо, если у ребенка не получается самостоятельно, то показываем сопряжено. Чтобы показать, как мышка «разбила» яйцо, бросаю желтую капсулу киндер-сюрприза на пол, предварительно приоткрыв ее. Потом пусть курочка снесет простое яйцо (белую капсулу киндер-сюрприза).

Коррекционно-развивающий блок:

По окончании спектакля предлагаю воспитаннику сделать красивое яйцо для бабы и деда, чтобы порадовать их, чтобы они никогда не плакали, а для работы необходимо подготовить ручки, разогреть их.

Физкультминутка «Пальчики». Декламация стихотворения сопровождается движением рук (сопряжено).

Вот помощники мои,

Их сожми и разожми,

Поверни их эдак, так,

За работу принимайся,

Ничего не опасайся!

Рисование красивого яйца

Воспитатель: Для узора выбираем любимую краску — красную, синюю, желтую. Раздаю ребенку заготовку — вырезанное из бумаги яйцо.

Заключительный этап

Держим печатку из картофеля сопряжено с ребенком, опускаем кончик в краску и ставим «печать» на заготовке, обращаем внимание ребенка, что нужно распределять рисунок по всей поверхности яйца. Для того, чтобы поменять цвет, нужно промыть печатку в мисочке с водой.

Рефлексия

Показать раскрашенное ребенком яйцо героям сказки.

Воспитатель: Вспоминаем, чем занимались на занятии, благодарим куклу Катю за кукольный театр, за то, что пришла в гости к нам, благодарю ребенка за работу и угощаю конфетами.

Литература:

  1. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 5. Навыки тонкой моторики. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [5, с.82]
  2. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. [2, с.160]
  3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Метод. пособие. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. [3, с.176]
  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009. [4, с. 168]
  5. Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского., 2009. [5, с.110]
  6. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. –М.:Мозаика-Синтез, 2012. [1, с.45]
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 208-210):
Часть 4 (стр. 197-265)
Расположение в файле:
стр. 197стр. 208-210стр. 265

Молодой учёный