Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 28.10.2015

Статья просмотрена: 840 раз

Библиографическое описание:

Дырда, Г. П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) / Г. П. Дырда. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 69-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9036/ (дата обращения: 30.10.2024).



 

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему: создать благоприятную среду и условия для творчества, обеспечить художественными материалами и целенаправленно руководить творческим развитием детей.

Никто, кроме самого ребенка, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по настоящему художественную задачу).

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс — это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей, сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми, музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, восковые мелки + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Учитывая все это, я решила поработать над этой темой. Ведь изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. От рисования малыш получает лишь пользу. Свою работу с детьми я начинала постепенно. Было проведено много занятий по изобразительной деятельности, на которых были использованы следующие методы: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиск пробкой, оттиск печатками, обрывание бумаги, скатывание бумаги, рисовали восковыми мелками, свечой.

Были проведены занятия «Свитер для моих друзей», «Солнышко», «Ветка мимозы», «Ягодки и яблочки на тарелочке», «Муха Цокотуха и ее гости», «Вышла курочка гулять».

На занятиях и в свободное время в своей работе с детьми я использовала различный дидактический материал: «Составь узор», «Укрась закладку для книги», «Следы зверей», «Украсим нашу елочку огоньками», «Украсим коврик цветами». Разучивала с детьми стишки, потешки, пальчиковые игры.

В своей работе с детьми, я использовала индивидуальные, подгрупповые и игровые формы работы.

Вместе с детьми читали много художественной литературы: «Петушок с семьей», «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Уточки» К.Ушинского, «Купание медвежат» В.Бианки, «Старик годовик» В.Даля.

Чтобы добиться наибольшего эффекта в своей работе с детьми, я установила тесный контакт с родителями. Знакомила их с текущей работой по изодеятельности, организовывала выставки рисунков детей, проводила консультации с родителями: «Детское творчество и досуг», «Учим ребенка рисовать», «Чем занять ребенка», «Игрушка в жизни ребенка».

А также вопросы по нетрадиционной технике рисования включала в темы групповых и общих родительских собраний, организовывала совместные с детьми праздники, развлечения, конкурсы.

А результатом моей работы является то, что использование разнообразных форм работы по изодеятельности с учетом возрастных особенностей детей, позволило мне развить у детей память, внимание, мелкую моторику, научило детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Я думаю, что добилась своей цели.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, оттиск печатками, рисование ладошками, рисование пальчиками, техник.