Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Кубайчук Наталья Павловна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 16.03.2018
Статья просмотрена: 3134 раза
Библиографическое описание:
Кубайчук, Н. П. Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. П. Кубайчук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3216/ (дата обращения: 22.12.2024).
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
«Рука — это инструмент всех инструментов», — сказал еще Аристотель.
«Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант.
Дошкольное детство — прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка. Именно в этот момент каждый ребенок стремится творить. И эта потребность отличается чрезвычайной искренностью. Дети рисуют, лепят, экспериментируют. Все необычное их удивляет, они открывают много нового и интересного. А с каким интересом дети рисуют с помощью пластилина. Нетрадиционная техника рисования — пластилинография очень нравится дошкольникам. Технология доступна и понятна ребенку. С помощью этой техники дети открывают еще больше возможностей для выражения собственных фантазий, желаний, самовыражения в целом.
Наблюдая за детьми, я отметила, что рисуя пластилином, дети отвлекаются от грустных событий, обид, становятся более расслабленными, радуются результатам своего труда. А если вдруг что-то не получается, стараются преодолевать трудности, начинают сначала. У ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. Но навыки и умения детей в изобразительной деятельности конечно же складываются в результате систематических занятий.
Поэтому у меня возникла идея организовать кружок дополнительного образования «Пластилинография». За основу я взяла опыт работы Г. Н. Давыдовой по художественно — изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия планировались 1 раз в неделю, старшая группа — 25 минут, подготовительная -30 минут. В состав группы входило 10 человек.
Почему и я выбрала именно старший дошкольный возраст? Дело в том, что дети старшего дошкольного возраста имеют уже значительные знания об окружающем мире, обладают необходимыми знаниями и навыками в работе с пластилином. Поэтому они более свободны в творчестве. Нужно просто предоставить ребенку необходимый материал. Умение изображать с помощью пластилина приходит с умением видеть, анализировать образ, выделять главное.
Каждое наше занятие — это новый шаг в познании окружающего мира. Будь это мир природы или предметный мир.
И мы начинаем играть. Мы представляем себя моряками, которые имеют свой собственный корабль, прислушиваемся к звукам моря, смешиваем цвета пластилина, изображая морской рассвет или закат. Структура занятий может быть гибкой и изменятся от целей и задач, но включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части используются разные приемы: художественное слово, обыгрывание персонажей, создание проблемной ситуации. В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. Дети самостоятельно выполняют работу
Во время выполнения работы используется музыкальные и поэтические образы, которые способствуют художественно- творческой активности.
Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог работы, оценивается результат. Все работы индивидуальны и каждая имеет свою изюминку. Дети вносят в свои работы что — то новое, дополняют их, декорируют новыми элементами. В доступе у них имеется природный и бросовый материал.
Занимаясь с детьми пластилинографией в течении двух лет, я отметила, что коллективная художественная деятельность формирует мотивацию к творчеству, дети общими усилиями решают творческую задачу. Это помогает скорректировать межличностные отношения. Совместное творчество сближает детей, они учатся помогать друг другу, у них развивается культура общения и отношения между ними становятся более теплыми.
В МДОУ в течении года проходят тематические выставки, в которых дети принимают активное участие.
«Осень золотая в гости к нам пришла»
«Рождественская сказка»
«8 марта»
«23 февраля».
Также организовывались персональные выставки детей, которые и дома продолжали рисовать пластилином. В своих работах они воплощают свои сны, сказки, окружающий мир. Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада.
Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы») по работе с пластилином, среди родителей проводится анкетирование.
Занятия пластилиновой живописью помогли развить мелкую моторику пальцев рук. У детей выработались такие качества, как трудолюбие, усидчивость; научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством научились помогать друг другу. Дети стали увереннее в себе, инициативнее, общительнее со взрослым и со сверстниками, активизировался их художественный словарь. Дети ушли от стереотипных образов, работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
Занятия по нетрадиционной технике рисования пластилином показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе способности могут погаснуть. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их. Систематическое внедрение нетрадиционных техник рисования в воспитательно-образовательный процесс, позволило развить художественно творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.
Я отметила следующие результаты: Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике в течении двух лет.
Результаты педагогической деятельности показывают:
– У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».
– В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
– Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
– У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
– Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
– Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Дети добились значительных результатов на уровне МДОУ:
Имеют грамоты победителей конкурса творческих работ «Весеннее настроение» 2017 г
Грамота 2 место за коллективную работу «Зима» в конкурсе творческих работ «Зимняя сказка»;2016
Грамота 1 место в конкурсе творческих работ «Зимняя сказка»; 2017г, победители конкурса — выставки творческих работ «Верою и правдою служу России» 2017 г
Международный уровень:
Диплом победителя 1 Международного экологического конкурса детских творческих работ «ЭКО 2016. Моя планета» «Я любуюсь тобой, зима». Работа опубликована в онлайн — галерее «Шантарам»
Имеется участие в конкурсе исследовательских работ на базе НОШ п.Харп «Чудесный пластилин» март 2016г.
Всероссийский уровень
Диплом лауреата 3 степени во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства «Защитникам Отечества посвящается», «Маша на границе» 2017 г.
2 место Всероссийском конкурсе изобразительного искусства «Защитникам Отечества посвящается». Работа «Моряки встречают рассвет» 2016 г
1 место в творческом конкурсе «Талантоха», работа «Свидание» в номинации декоративно-прикладное творчество. 2016 г
1 место в творческом конкурсе «Талантоха», работа «Снегурочка» 2017 г
Литература:
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. — М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2013. — 72 с.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.-М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2015. — 88 с.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография -2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2015.- 96 с.
- Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом.- СПб.: Детство — пресс, 1999
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.:Просвещение, 1991
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.-М.:АСТ;СПб:Сова, 2006
- Ткаченко Т. А. Речь и моторика.- Эксмо, 2007
- Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. — Вып.3\Авт.- сост.Ю. А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2007