Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 16.03.2018

Статья просмотрена: 3129 раз

Библиографическое описание:

Кубайчук, Н. П. Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. П. Кубайчук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3216/ (дата обращения: 21.11.2024).



В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

«Рука — это инструмент всех инструментов», — сказал еще Аристотель.

«Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант.

Дошкольное детство — прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка. Именно в этот момент каждый ребенок стремится творить. И эта потребность отличается чрезвычайной искренностью. Дети рисуют, лепят, экспериментируют. Все необычное их удивляет, они открывают много нового и интересного. А с каким интересом дети рисуют с помощью пластилина. Нетрадиционная техника рисования — пластилинография очень нравится дошкольникам. Технология доступна и понятна ребенку. С помощью этой техники дети открывают еще больше возможностей для выражения собственных фантазий, желаний, самовыражения в целом.

Наблюдая за детьми, я отметила, что рисуя пластилином, дети отвлекаются от грустных событий, обид, становятся более расслабленными, радуются результатам своего труда. А если вдруг что-то не получается, стараются преодолевать трудности, начинают сначала. У ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. Но навыки и умения детей в изобразительной деятельности конечно же складываются в результате систематических занятий.

Поэтому у меня возникла идея организовать кружок дополнительного образования «Пластилинография». За основу я взяла опыт работы Г. Н. Давыдовой по художественно — изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия планировались 1 раз в неделю, старшая группа — 25 минут, подготовительная -30 минут. В состав группы входило 10 человек.

Почему и я выбрала именно старший дошкольный возраст? Дело в том, что дети старшего дошкольного возраста имеют уже значительные знания об окружающем мире, обладают необходимыми знаниями и навыками в работе с пластилином. Поэтому они более свободны в творчестве. Нужно просто предоставить ребенку необходимый материал. Умение изображать с помощью пластилина приходит с умением видеть, анализировать образ, выделять главное.

Каждое наше занятие — это новый шаг в познании окружающего мира. Будь это мир природы или предметный мир.

И мы начинаем играть. Мы представляем себя моряками, которые имеют свой собственный корабль, прислушиваемся к звукам моря, смешиваем цвета пластилина, изображая морской рассвет или закат. Структура занятий может быть гибкой и изменятся от целей и задач, но включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части используются разные приемы: художественное слово, обыгрывание персонажей, создание проблемной ситуации. В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. Дети самостоятельно выполняют работу

Во время выполнения работы используется музыкальные и поэтические образы, которые способствуют художественно- творческой активности.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог работы, оценивается результат. Все работы индивидуальны и каждая имеет свою изюминку. Дети вносят в свои работы что — то новое, дополняют их, декорируют новыми элементами. В доступе у них имеется природный и бросовый материал.

Занимаясь с детьми пластилинографией в течении двух лет, я отметила, что коллективная художественная деятельность формирует мотивацию к творчеству, дети общими усилиями решают творческую задачу. Это помогает скорректировать межличностные отношения. Совместное творчество сближает детей, они учатся помогать друг другу, у них развивается культура общения и отношения между ними становятся более теплыми.

В МДОУ в течении года проходят тематические выставки, в которых дети принимают активное участие.

«Осень золотая в гости к нам пришла»

«Рождественская сказка»

«8 марта»

«23 февраля».

Также организовывались персональные выставки детей, которые и дома продолжали рисовать пластилином. В своих работах они воплощают свои сны, сказки, окружающий мир. Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада.

C:\Users\Home\Desktop\DSC08783.JPG

Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы») по работе с пластилином, среди родителей проводится анкетирование.

Занятия пластилиновой живописью помогли развить мелкую моторику пальцев рук. У детей выработались такие качества, как трудолюбие, усидчивость; научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством научились помогать друг другу. Дети стали увереннее в себе, инициативнее, общительнее со взрослым и со сверстниками, активизировался их художественный словарь. Дети ушли от стереотипных образов, работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.

Занятия по нетрадиционной технике рисования пластилином показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе способности могут погаснуть. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их. Систематическое внедрение нетрадиционных техник рисования в воспитательно-образовательный процесс, позволило развить художественно творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.

C:\Users\Home\Desktop\DSC08692.JPGC:\Users\Home\Desktop\DSC08289.JPG

Я отметила следующие результаты: Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике в течении двух лет.

Результаты педагогической деятельности показывают:

– У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».

– В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

– Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

– У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.

– Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.

– Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

Дети добились значительных результатов на уровне МДОУ:

Имеют грамоты победителей конкурса творческих работ «Весеннее настроение» 2017 г

Грамота 2 место за коллективную работу «Зима» в конкурсе творческих работ «Зимняя сказка»;2016

Грамота 1 место в конкурсе творческих работ «Зимняя сказка»; 2017г, победители конкурса — выставки творческих работ «Верою и правдою служу России» 2017 г

Международный уровень:

Диплом победителя 1 Международного экологического конкурса детских творческих работ «ЭКО 2016. Моя планета» «Я любуюсь тобой, зима». Работа опубликована в онлайн — галерее «Шантарам»

Имеется участие в конкурсе исследовательских работ на базе НОШ п.Харп «Чудесный пластилин» март 2016г.

Всероссийский уровень

Диплом лауреата 3 степени во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства «Защитникам Отечества посвящается», «Маша на границе» 2017 г.

2 место Всероссийском конкурсе изобразительного искусства «Защитникам Отечества посвящается». Работа «Моряки встречают рассвет» 2016 г

1 место в творческом конкурсе «Талантоха», работа «Свидание» в номинации декоративно-прикладное творчество. 2016 г

1 место в творческом конкурсе «Талантоха», работа «Снегурочка» 2017 г

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. — М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2013. — 72 с.
  2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.-М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2015. — 88 с.
  3. Давыдова Г. Н. Пластилинография -2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2015.- 96 с.
  4. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом.- СПб.: Детство — пресс, 1999
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.:Просвещение, 1991
  6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.-М.:АСТ;СПб:Сова, 2006
  7. Ткаченко Т. А. Речь и моторика.- Эксмо, 2007
  8. Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. — Вып.3\Авт.- сост.Ю. А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2007
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, окружающий мир, пластилиновая живопись, старший дошкольный возраст, Всероссийский конкурс, дошкольный возраст, изобразительное искусство.

Похожие статьи

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Задать вопрос