Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: творческие способности, мышление, интерес, нетрадиционная техника, пластилинография, искусство, деятельность.
На сегодняшний день нашему обществу нужны разносторонние и творчески развитые личности. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольного образовательного процесса и воспитания, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Для этого особенно важно обеспечить удачное начало обучающего и воспитательного этапа в жизни ребенка.
Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня познания и приобретения окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек его формы и способы мышления, а также его личностные качества, он становиться творческой личностью.
Воспитывая детей через чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Необходимо поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, применять. Декоративно-прикладное искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и умение чувствовать.
Декоративно — прикладное искусство — это народное творчество. А народное творчество — источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их и обогащает знания. Способности к декоративно-прикладной деятельности в историческом плане развивались в процессе труда, направленном на удовлетворение материальных нужд человека. Одной из потребностей человека было и остается художественное украшение предметов быта.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей дошкольного возраста является создание условий: физические, то есть наличие материала и умение работать с ним; психологические, формирование у ребенка чувство безопасности, раскованности и свободы, а также поддержка взрослого в его начинаниях. Развивая способности детей дошкольного возраста, нужно не забывать о воспитании таких личностных качеств, как уверенность в себе, способность критиковать себя. Развитие эти качеств и создания условий положительно сказываются на развитии творческих способностей у дошкольников. Разумеется, природными задатками, на основе которых развиваются творческие способности, обладают не только художники, мастера, а также дети дошкольного возраста. Каждый ребенок носит в себе задатки художника и при условии или внимательном отношении к своим ощущениям и мыслям эти способности могут быть развиты. Поэтому многочисленные факты, которые лишний раз свидетельствуют о том, что природные задатки, на основе которых развиваются творческие способности, встречаются у многих детей.
Структура творческих способностей к декоративно-прикладной деятельности, как и других способностей — явление сложное.
Причем в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств, различна.
В связи с этим творческие способности принято разделять на основные и вспомогательные свойства. Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе деятельности восприятия пропорций, особенностей объемов и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения, пластики.
Развитие творческих способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.
Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков является непреодолимым барьером в развитии творческих способностей.
Обучение и воспитание, таким образом, служат решающим фактором в формировании творческих способностей и у детей дошкольного возраста.
А задача воспитателя уметь отличать способности детей от имеющихся у него знаний, навыков и умений.
Если у ребенка наблюдается сильная, целенаправленная и длительная склонность к декоративно-прикладной деятельности (лепке и рисованию с использованием различных материалов) то это и является существенным показателем имеющихся у данного ребенка способностей к творчеству.
Как правило, склонность к занятиям по декоративно-прикладной деятельности у детей сопровождается проявлением интереса к цвету, особенностям формы окружающих предметов, работы с различными материалами.
Они начинают интересоваться всем, что, так или иначе связано с искусством, очень долго и пристально рассматривают открытки, репродукции из пластилина и теста, книжки, с удовольствием слушают рассказы воспитателя о художниках, мастерах и их работах. Устойчивое сохранение у детей интереса у изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора, способствует осуществлению мечты ребенка стать художником или почти приблизиться к этому уровню.
Таким образом, развитие интереса у детей к занятиям изобразительным искусством с применением нетрадиционной техники пластилинография, является одним из необходимых условий успешного формирования их творческих способностей. Усиленное занятие ребенка рисованием обычно является показателям наличия у данного ребенка способностей к изобразительной деятельности. Говоря о начальном этапе развития способностей к изобразительной деятельности у детей, следует указать на такие моменты, которые могут служить первым побудительным фактором к данным занятиям.
Развивая способности у воспитанников центра, необходимо помнить, что основным моментом реабилитационной работы в центре это адаптация ребенка к новой среде проживания, отличной от той, в которой находился ребенок до поступления в социально-реабилитационный центр. Воспитателями нашего центра создаются удобства, ребенок адаптируется к новым условиям проживания и начинает чувствовать себя комфортно, то есть наступает период для раскрытия его познавательного интереса и художественно-творческих способностей. Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для организации досуга детей.
«Занятия по интересам», одно из направлений дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, которая реализуется педагогами в условиях социально-реабилитационного центра. Она не только раскрывает творческие способности ребенка, но и помогает адаптироваться в новых для ребенка условиях. Воспитанники дошкольного возраста охотно включаются в творческий процесс с применением нетрадиционной техники. Необычные материалы, разнообразные техники привлекают детей. Пластилинография является одной из таких техник и подходит для успешного развития творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста.
Пластилинография — нетрадиционная техника, которая позволяет маленькому ребенку, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции. Создавать из пластилина выпуклые, объёмные и рельефные образы на твёрдой поверхности. Эта техника развивает хорошо мелкую моторику, творчество и художественный вкус. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь обеспечивает занятию творческий характер.
Творчество — одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Творческие способности — это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать творческие способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности — рисование, лепка, конструирование. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.
Именно творческие занятия, в частности рисование пластилином, способны помочь выразить те чувства и эмоции, которые накопились в душе ребенка, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения. А пластилин,является одним из безопасных материалов для детей, особенно используемый для лепки и рисования. Благодаря пластилину ребенок стимулирует свое воображение, тренирует воображение и ловкость пальцев. Разнообразие цветов, видов пластилина позволяет ребенку подобрать именно тот, который необходим ему в работе.
Помимо занятий воспитанники по желанию участвуют в конкурсах, где демонстрируют свои работы, позволяя более раскрыться и показать все свои творческие способности на плотном листе бумаги или оргстекле. Успешная деятельность ребенка во многом определяется степенью развития и формирования его творческих способностей, проведенная работа показала, что эмоции, вызванные рисованием, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и фантазию.
Таким образом применение техники пластилинография, способствует эффективной реабилитации детей дошкольного возраста и развитию творческих способностей с учетом их индивидуальных особенностей в условиях социально — реабилитационного центра.
Литература:
- Давыдова Г. Н. Пластилинография — 2. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись — 4. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Иванова Т.Е Занятия по лепке в детском саду «ТЦ СФЕРА» М., 2010.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
- Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. — «Олма Медиа Групп», 2009.