Сегодня обществу нужны инициативные, творческие люди, способные оригинально мыслить и находить выходы из нестандартных ситуаций. Актуализация творческих способностей младших школьников может повысить качество любых общественных реформ, выступая при этом противовесом регрессивным линиям развития общества. Развитие творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста через использование технологий декоративно-прикладного искусства поможет нам решить проблемы социальной реабилитации детей, выявить их способности, развить эстетический вкус, творческие умения и навыки.
Ключевые слова: творческие способности, младший школьный возраст, творчество, способности, декоративно-прикладное искусство, пластилинография, витражная роспись.
В основных направлениях реформы общеобразовательной школы подчёркнуто: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуру, красоту и богатство родной природы». Всё профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она- первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Знакомясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. Коррекционно-развивающие возможности декоративно-прикладного искусства основаны на том, что ребёнку предоставлены неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в процессе творчества. Ребёнок утверждает своё «я», неповторимость. Интерес окружающих и принятие результатов творчества, повышает самооценку. Это обеспечивает решение задач эстетического развития и адаптации ребёнка в социальном мире. Наша задача состоит в развитии творческих способностей ребёнка через декоративно-прикладное искусство, которое способствует социализации, изменению отношений к жизни и окружающему миру, становлению личности воспитанника.
Реализуя цели и задачи, которые мы поставили перед собой, можно решить проблемы:
– адаптации детей в коллективе,
– адекватного поведения,
– развития эстетического вкуса и творческих способностей,
– самоутверждения и умения занять свободное время
Творческие способности младших школьников отличаются от творческих способностей старших школьников и взрослых людей. Для младших школьников творчество является частью создания личности, развития эстетических понятий и восприятия, а также средством самовыражения. Творчество определяет характер детей, развивает в них самостоятельность, увлеченность любимым делом. В результате творческой деятельности развивается быстрота реакции, находчивость, оригинальность мышления.
Ученые А. Н. Лука, В. Т. Кудрявцев, В. Синельников и другие выделяют самые значимые творческие способности, присущие, в том числе, и младшим школьникам:
– творческое воображение;
– способность видеть целое раньше частного;
– способность применить приобретенные ранее навыки в новых условиях;
– гибкость мышления;
– способность образного видения общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;
– способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
– способность самостоятельного выбора альтернативы;
– способность к генерированию идей.
На основании проведенных исследований, которые показали низкий уровень творческих способностей воспитанников, мы пришли к выводу, что, используя технологии декоративно-прикладного искусства, сможем повысить творческие способности детей и развить их эстетический вкус.
Опираясь на опыт Н. В. Ермолаевой, Г. В. Букиной, Н.Н Карповой, Ю. Ф. Мищененко, разработали программу «Волшебное стекло» используя рекомендованные ими методы и приёмы в условиях социально-реабилитационного центра. Создали оптимальные условия для развития творческих способностей и эстетического вкуса воспитанников, ощущения собственной успешности, значимости. Этим решаются следующие задачи:
– Создание условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса
– Снятие нервно-психического напряжения
– Повышение самооценки и укрепление положительных личностных качеств
– Развитие коммуникативных навыков и способностей
– Самоутверждение в современном обществе
– Адекватного поведения в различных ситуациях
Занятия по программе «Волшебное стекло» проводятся с использование таких технологий декоративно- прикладного искусства как пластилинография и витражная роспись. За время реализации программы «Волшебное стекло» воспитанники освоили способы работы с пластилином, научились самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из пластилина, освоили различные техники нанесения витражных красок, научились в свою работу вносить элементы фантазии, развивали эстетический вкус и воображение. При правильной организации работы дети проявляют не только старательность, тщательность, аккуратность в работе, но и много выдумки, творчества, активности. У них развивается мелкая моторика рук, воображение, эстетический вкус, умение работать в коллективе. Они овладевают различными техниками, инструментами и приспособлениями. Все это поможет им в дальнейшей жизни в плане самообслуживания.
Наши воспитанники изготовили множество работ в подарок своим близким, воспитателям и друзьям. Большинство работ детей находится на постоянно действующей выставке в учебной комнате. Работы детей ежегодно демонстрируются на выставках ко Дню Ивнянского района, Дню матери, участвуют в муниципальных и региональных творческих конкурсах.
Дети должны заниматься творчеством постоянно, непрерывно, нельзя допускать, чтобы выполнение какой-либо работы откладывалось на какое-то время, только повседневный постоянный труд обогащает духовную жизнь детей. Творческий характер занятий по пластилинографии и витражной росписи способствуют всестороннему развитию воспитанников. Каждое занятие — это совместный творческий процесс, живое взаимное общение детей и педагога.
Вовлечение детей младшего школьного возраста в деятельность по использованию таких технологий декоративно- прикладного искусства как витражная роспись и пластилинография способствует формированию всесторонне развитой личности, умению воспитанников жить и трудиться в современном обществе.
Литература:
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010–223с- (стандарты второго поколения)
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально — культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
- Кудрявцев В. Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению / В. Т. Кудрявцев. М.: РИНО, 1999.
- Симановский А. Э. Развитие творческих способностей младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2007
- Ушачев В. П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. Пособие. — Магнитогорск, 2009.
- Хуторский А. В. Развитие творческих способностей. — М.: Владос, — 2000. — 22с.