Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ларина, О. В. Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников / О. В. Ларина, Г. Л. Стешенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45500/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования.

Вопрос о развитии творческих способностей детей в рисовании волновал меня с тех пор как я начала заниматься изобразительной деятельностью. Как организовать детское рисование и как им руководить? Как развивать художественные способности детей, увидеть в каракулях и цветных пятнах момент рождения таланта? Как добиться того, чтобы каждый ребенок стал творцом? Результаты диагностик предыдущих детей показали, что творческие способности развиты недостаточно: у детей слабо выражено воображение, они не экспериментируют с красками, а механически выполняют то, что предлагает педагог. В работах не было творческого подхода: цветы, деревья, трава, небо, птицы были просто повторением за воспитателем. И конечный результат состоял в приобретении дошкольниками элементарных знаний, умений и навыков в рисовании. А ведь рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетический вкус, восприятие, творческие способности, развивается мелкая моторика. Что подтверждает слова Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарование детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средствами, позволяющими с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач развития детского творчества.

Необходимость решения данной проблемы становиться особенно очевидной, когда речь идет об овладении детьми новыми нетрадиционными технологиями для создания композиции, представляющей особую форму эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими изобразительными средствами, достижения наилучших результатов в создании художественного образа. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в созидании красоты, то, как считают, в ребенке формируется «инфантильная восторженность».

Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.

Коллектив нашего детского сада работает по программе «Детство» В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой. Девиз этой программы «Познавать, творить, чувствовать» Исходя из этого, я решила использовать в работе с детьми новые нетрадиционные, художественные технологии, которые позволили бы развить творческие способности каждого ребенка, пробудили его творческую активность, воображение, желание включиться в творческую деятельность. Детям нужно предлагать рисовать все, о чем они любят говорить, и говорить с ним обо всем, что они любят рисовать.

Главной целью моей работы является: «Развитие детского творчества средствами нетрадиционных техник рисования». Для успешного достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

 Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 Совершенствовать технические умения и навыки рисования, умение детей комбинировать в различных техниках;

 Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;

 Развивать самостоятельность, интерес к рисованию, инициативу, фантазию и воображение.

Свою работу я начала с подбора и изучения методической литературы по развитию творческих способностей детей, провела начальную диагностику знаний и умений в овладении навыками изобразительной деятельности. По результатам диагностики я сделала вывод, что дети недостаточно владеют изобразительными средствами. Исходя из этого, составила перспективный план работы по развитию творческих способностей детей. В него включила занятия, построенные на основе нетрадиционных технологий, беседы, различные виды игр, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений и т.д. Доступность использования техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и основным принципом моей работы стал принцип: «От простого к сложному» Дети очень любят рисовать в любом возрасте. Даже самые крошечные малыши, проводя яркие линии фломастером, карандашами или ставя отпечатки пальчиками, особо не осознавая, что рисуют, приходят в восторг от этого процесса. Маленьким деткам нравится рисовать везде и всем: красками и ручками по бумаге, палочками на песке, мелками на асфальте. Юные художники всегда найдут место для своего очередного творения. Для них подойдут такие техники, как «пальцеграфия» и «ладоневая живопись». Для того чтобы нарисовать рисунок с помощью этой техники достаточно просто обмакнуть пальчик или ладошку в жидкую гуашь и оставить на бумаге отпечаток. А дальше полет фантазии… С помощью пальцеграфии очень красиво получаются цветы, бусы, ветки рябины, листья, рыбки, а отпечатанную ладошку можно превратить в самых разных зверей.

G:\d\МОИ ДОКУМЕНТЫ !!!\Мои рисунки\Дети\Творчество\Детские работы\Изображение 2549.jpg

  1. Пальцеграфия

G:\d\МОИ ДОКУМЕНТЫ !!!\Мои рисунки\Дети\Творчество\IMG_20140918_173351.jpg

  1. Ладоневая живопись

Еще один из наиболее простых и доступных способов рисования – это рисование при помощи штампов. В качестве штампов я использую любой подручный материал: пуговицы, колпачки, фишки, пробки с вырезанным орнаментом, кубики, банки и т.д. Похожая техника – рисование отпечатками. Детская фантазия разовьется гораздо быстрее, если учитывать пожелания детей и вырезать из картофеля, моркови, яблока штамповку в виде звездочки, елки, крестика, колечка, цветочка. Так создаются очень забавные картинки. Для штампов можно использовать скомканную бумагу, пенопласт, поролон. Разнообразие такого материала рождает у детей оригинальные идеи, развивает творчество и фантазию. Дети разводят в баночках или палитре краску, обмакивают в нее печать и делают отпечаток или недостающие детали.

G:\d\МОИ ДОКУМЕНТЫ !!!\Мои рисунки\Дети\Творчество\Детские работы\Изображение 1166.jpg

  1. Рисование отпечатками

Какое счастье излучают детские глаза, когда у них что – то получается. Они готовы трудиться еще и еще. Поэтому я стараюсь придать детскому труду привлекательную, ярко – динамичную форму, как бы «одевая» наше занятие не в «грязное платье», а в «нарядную одежду». И таким необычным способом рисования является кляксография. Само название говорит о том, что изображение получается от нанесения кляксы на середину листа. Мы ее делаем разными способами: дети зачерпывают гуашь пластиковой ложкой и выливают ее на бумагу; хорошо смачиваем кисть в краске и капаем на лист; наливаем жидкую гуашь из баночки. В результате получаются произвольные пятна в произвольном порядке. Повернем листок, не торопясь, рассмотрим, на что похожа клякса, с чем ассоциируется изображение. Дошкольники старшего возраста могут видоизменять кляксу, слегка наклоняя в разные стороны лист так, чтобы краска растекалась, образовывая причудливые следы. Как один из вариантов кляксографии – «рисование воздухом». В этой технике на нанесенную на бумагу краску мы дуем из коктейльной трубочки, под воздействием воздуха клякса растекается, и мы так же дорисовываем недостающие детали.

G:\d\МОИ ДОКУМЕНТЫ !!!\Мои рисунки\Дети\Творчество\Детские работы\Изображение 2869.jpg

  1. Кляксография

Малыши любят рисовать «каляки – маляки», а если такое «произведение» вставить в паспарту – лист с вырезанной какой – либо формой, то получиться прекрасная работа. А кто не делал в своем детстве отпечатки монеток на бумаге?! Помните? Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру. Можно карандашную крошку точно так же растирать по рельефной поверхности. А если комбинировать рельеф, то может получиться необыкновенная картина. Такая техника называется фроттаж. «Монотипия» трактуется в словаре, как единственный и неповторимый отпечаток, оттиск. Он может быть получен от рисунка, нарисованного на стекле или любой гладкой поверхности, например – однотонной клеенке. Изображение получается фактурным. Монотипия бывает нескольких разновидностей: симметричная, пейзажная, предметная. В младшем возрасте у детей неплохо получается предметная, лист бумаги складывается пополам, дети рисуют на одной половине, а на вторую отпечатывают краску, и наш рисунок оживает. Мы с детьми фантазируем, на что похожи смешанные краски – бабочка, цветок, стрекоза, жучок. А пейзаж удается с ребятами более старшего возраста. Нетрадиционных техник очень много, некоторые приходят на ум и самим детям, по ходу рисования они придумывают сами: как и чем можно творить.

В результате нелегкой кропотливой работы, дети стали лучше рисовать, проявлять интерес к изобразительному искусству. Они овладели навыками работы с различными нестандартными материалами и инструментами: трафарет, воск, акварель, гуашь, тушь, ткань, картон, зубные щетки, расчески, камни, шарики, мелки, оргстекло, мех, вата и многое другое. У ребят сформировались представления о процессе и этапах рисования определенного предмета, пейзажа, натюрморта, портрета и понятие о том, что рисунки надо доводить до логического завершения, путем дорисовки деталей, оформления работы в рамку. Уже несколько лет у нас ведется работа творческой мастерской «Солнышко», перспективный план которой был разработан мной по разным возрастам. В группе создан уголок творчества, он находится в удобном о доступном месте, все необходимое в для самостоятельной и свободной деятельности. Наши ребята участвуют во многих городских конкурсах и занимают призовые места. Свою работу я провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Им, как и детям, нравятся мастер – классы по нетрадиционным техникам рисования. В группе систематически проводятся совместные выставки детско – родительского творчества. Наши ребята участвуют в оформлении детского сада к праздникам, а так же их работы выставлялись в педагогическом колледже, институте.

Творческий процесс – настоящее чудо. И детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного, есть только свой!»

Литература:

  1. Веселкина JI. «Материалы и оборудование для занятий изобразительной деятельностью» // Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 11.
  2. Дубровская Н. В. «Рисунки из ладошки» - СПб.: «Детство - Пресс», 2004 г.
  3. Кепбелл Ф. «Я умею рисовать» // М., Издательский дом «Дрофа» 1996 г.
  4. Колобова JI. «Путешествие по стране «Рисовандии» // Дошкольное воспитание. 1994, № 4, с. 19.
  5. Колль Мэри Энн Ф.; Пер. с англ. М. Е. Ханыковой. «Рисование красками» // М.: ООО «Издательство АСТ», 2005 г.
  6. «Методика использования инновационных технологий изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» - Учебно - методическое пособие для студентов // Составитель: Л. С. Селезнева, - Волгоград: ГОУ СПО «ВПУ №1», 2006 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, краска, творческая способность детей, детский сад, детское творчество, жидкая гуашь, изобразительная деятельность, моя работа, нетрадиционная техника рисования, старший возраст.


Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Статья посвящена изучению инновационных технологий в преподавании биологии. Автор рассматривает характеристики, сложности, применение инновационных программных средств в организацию образовательного процесса. Особое внимание акцентировано на использо...

Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории

Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические игры и образные танцевальные движения

В статье представлен опыт работы по развитию ритмопластики у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников

Статья посвящена изучению метода наглядного моделирования, используемого в развитии связной речи у старших дошкольников.

Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Статья посвящена изучению инновационных технологий в преподавании биологии. Автор рассматривает характеристики, сложности, применение инновационных программных средств в организацию образовательного процесса. Особое внимание акцентировано на использо...

Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории

Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические игры и образные танцевальные движения

В статье представлен опыт работы по развитию ритмопластики у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников

Статья посвящена изучению метода наглядного моделирования, используемого в развитии связной речи у старших дошкольников.

Задать вопрос