Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 917 раз

Библиографическое описание:

Ильина, Н. М. Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО / Н. М. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65573/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рисовать любят все дети. Любимое занятие вызывает положительные эмоции. Это важно для развития ребенка. Изобразительная творческая деятельность помогает познать окружающий мир. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка. Чтобы развить детскую фантазию, надо дать ребенку возможность увлечься творчеством. Творческий процесс поможет ребенку проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания необычного рисунка, а ребенок получает потрясающий творческий опыт. Результат порадует автора, удивит новизной и необычностью. За простые приемы нетрадиционного рисования дети любят эти занятия.

Детям младшей группы детского сада еще трудно рисовать кистью. Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы-рисунки в технике рисования ладошками или рисования ватной палочкой в технике зонального заполнения. На листе бумаги рисуются карандашом очертания (силуэт) персонажа — например, лисенок. Ребенок заполняет всю эту зону, не оставляя пустых мест и не вылезая за карандашную границу. Заполняются пустые места на хвосте лисенка разными цветами точек, а не точками одного цвета. Тут работает и мозг, и внимательность, и мелкая моторика рук, и чувство цвета. Важно помочь ребенку почувствовать, как распределяется цвет по зоне. Это распределение должно быть равномерным.

Техника отпечатка любима детьми, потому что она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неопытного художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как увлекательную игру с завораживающим эффектом возникновения картины.

Применение нетрадиционного рисования в детском саду идёт детям на пользу. Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для этого предметы, дошкольники развивают возможности нестандартного мышления. Получается, что они весело и с пользой проводят время. Они экспериментируют с различными методами рисования и пробуют разные способы самовыражения. Занятия развивают наблюдательность, творческие способности, художественный вкус. Образовательный процесс превращается в весёлую игру. Поэтому в детских садах всё чаще используют современные методы творческих занятий.

Рисование с использованием нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте используется как основная непосредственная деятельность детей, где они приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами, а в старшем дошкольном возрасте проводится, как правило, после непосредственной деятельности с использованием традиционных методик.

Такая последовательность применения техник позволяет сформировать способность разного видения реальных объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности.

Рисование с элементами нетрадиционных техник, основанное на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они помогают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Не бояться отступить от образца, так как педагог выступает не как образец, а как соучастник творческой деятельности. Все работы индивидуальны.

Необычное рисование оттисками.

Если нужно передать фактуру предмета, помогут оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновый тампон, смятая бумага, полиэтилен, пенопласт, ластик. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью — передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т. д.

Работа с нетрадиционными техниками снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации.

Рисование с помощью штампов увлекательно. Очень просто и доступно сделать штамп своими руками. Родители, воспитатели, привлекающие детей к изготовлению штампиков помогут им узнать много нового об окружающих предметах. Есть возможность дать ребенку первые сведения о пластмассе, ткани, о свойствах бумаги в занимательной и игровой форме.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятно сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он может сталкиваться с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений о познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задания взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Задание по изготовлению штампика содержит сложившийся игровой замысел. Ребенку предлагается готовый игровой материал, правила общения и действий. Какова цель игры? Для чего она создана? На что направлена? Есть два основных аспекта: познавательный и воспитательный. Мы учим ребенка способам действий с предметами, формам общения и отношения к другим людям. В обоих случаях цель игры предполагает развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Для младших дошкольников характерна заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельность. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Дети любят помогать взрослым, наблюдать за изготовлением штампа из футляра от киндер-сюрприза. Футляр делится пополам, и одна его половинка разрезается на полосы: прямоугольные, с уголками или закругленные. Полосы отгибаются, образуя подобие цветка. Такой цветок легко и удобно держать за верхнюю часть. Опустив в краску цветок штамп, получим необычный букет при штамповании. Красота и удовольствие. А в дальнейшем вымытый штампик можно использовать в игре. Можно собрать букет цветов, использовать как юбочку для куколки или представить его ракетой, спутником и, держа в руках, взлетать в космические просторы.

Чтобы получить рисунок с помощью нитки, лучше использовать довольно толстую нить для вязания. Ею обматывается футляр киндер сюрприза. Нитка подклеивается, чтобы при движении не соскользнуть с футляра. В футляре киндер сюрприза делаются отверстия с двух сторон, и в них проталкивается коктейльная трубочка. Держим трубочку руками с двух сторон, обмакиваем в краску и прокатываем получившимся валиком по бумаге. Здесь и волны, и песчаная пустыня, и снежные дорожки. Фантазия без границ.

Понравится детям и изготовление шатмпика из пластмассовой крышки от бутылки. Крышки заполняем соленым тестом. Плотно укладываем соленое тесто в крышку и, пока оно влажное рисуем на нем узоры, солнышко, звездочку. Соленое тесто высохнет к следующему дню, и штампик готов. Держим его за крышку, обмакиваем соленым рисунком, например со звездочкой, в краску, и звездное небо распахивается на листе.

Еще один удачный штамп для рисования — большая пластмассовая крышка с выпуклым рисунком для стеклянной банки.

Если нашему замыслу нужен необычный фон, кладем на влажную поверхность листа тюль, тюль с рисунком. Края тюля можно прикрепить к листу скрепками для предотвращения смещения. Волшебная техника.

Ткани с ворсом и бахромой — отличные помощник в рисовании пушистых зверей. Для получения оттисков следов и отпечатков на листе, покрытом краской, хорошо использовать бумагу вкладыш из конфетных коробок. Вкладыш расслаивается. Из слоя с выпуклыми кружочками вырезаются фигурки. Они могут стать оригинальными штампиками, если прикладывать их выпуклой стороной на выкрашенную поверхность.

Фантазируйте сами, и дети помогут вам найти тысячу способов для воплощения и ваших, и своих идей в рисовании.

Нетрадиционные техники — это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, учим ребенка думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет, сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени занятия.

Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействует самостоятельности и развитию инициативы. Результат работы не может быть плохим или хорошим, поэтому каждая работа оригинальна, своеобразна, а это зарождает новое желание, стремление к творчеству, что способствует гармоничному развитию и формированию творческой личности.

Рисование нетрадиционными способами — это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает, удивляет, кроме этого, расширяет изобразительные возможности детей, что позволяет реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции творческой личности, в позиции созидателя.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нетрадиционное рисование, рисование, детский сад, игровая форма, младший дошкольный возраст, нетрадиционная техника рисования, окружающий мир, соленое тесто, творческая личность.


Похожие статьи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Геометрический материал как средство формирования логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Похожие статьи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Геометрический материал как средство формирования логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Задать вопрос